Генеральный прокурор США Уильям Барр, сенатор Тед Круз и литературная организация ПЕН-Америка сошлись во мнении, что с колоссальным влиянием Китая на Голливуд надо что-то делать. В течение многих лет студии адаптируют фильмы под требования китайских властей, чтобы получить доступ ко второму по величине кассовому рынку в мире. Но теперь правительство США и новый отчет правозащитной некоммерческой организации, защищающей свободу слова, могут заставить Голливуд занять оборонительную позицию, передает сайт pen.org.
Объем отчета американского ПЕН-клуба «Сделано в Голливуде, исправлено Пекином» составляет 94 страницы. В нем подробно описываются случаи, когда крупные студии и ключевые режиссеры современности заметно редактируют актерский состав, сюжет, диалоги и общую обстановку в кадре, чтобы «избежать враждебности китайских чиновников».
Организация приводит примеры того, как студии приглашали государственных деятелей Китая на съемочные площадки, чтобы те помогли с цензурой для успешной ротации фильмов в их стране. К такой услуге, в частности, прибегали создатели блокбастера Marvel 2013 года «Железный человек 3», но в студии отказались отвечать на претензии ПЕН-клуба.
Исследование, в котором упоминаются фильмы «Доктор Стрэндж», «Война миров Z» и грядущий «Топ Ган: Мэверик», перекликается с критикой со стороны Белого дома, акцентирующего внимание на цензуру в угоду авторитарного правительства. Актер Ричард Гир, который ощутил гнев Китая из-за своих протибетских заявлений, выступил с речью о преклонении американского кинематографа перед Поднебесной. Он предположил, что экономические интересы побуждают студии избегать социальных проблем, с которыми когда-то сталкивался Голливуд.
«Представьте себе, что такие фильмы, как «Кундун» Мартина Скорсезе о жизни Далай-Ламы или мой «Красный угол», который очень критикует китайскую правовую систему, производились бы сегодня, — сказал Гир. — Этого бы не случилось».
Еще в 1998 году тогдашний глава Disney Майкл Эйснер извинился за «Кундун», в котором говорилось об угнетении тибетского народа Китаем, назвав фильм некой «формой оскорбления наших друзей». Студия наняла бывшего госсекретаря Генри Киссинджера, чтобы тот помог с последствиями неугодного Китаю фильма. Эта лента недоступна на Disney +, и студия не может ответить на вопрос, появится ли она когда-либо на платформе.
Согласие с китайскими порядками и перекраивание фильмов приносит Голливуду колоссальную прибыль. В 2019 году американские ленты заработали в Китае $2,6 млрд, причем только там диснеевские «Мстители: Финал» собрали $614 млн. Администрация Дональда Трампа также подверглась атаке правозащитников из-за преклонения перед Поднебесной. В своем программном выступлении 16 июля генеральный прокурор США Уильям Барр заявил, что сторонники президента обеспечили «массовый пропагандистский переворот для коммунистической партии Китая».
Перечисляя изменения в голливудских фильмах, прокурор напомнил, что Paramount посоветовала продюсерам «Войны миров Z» с Брэдом Питтом в 2013 году удалить сцену, в которой персонажи предполагают, что вирус, вызвавший зомби-апокалипсис, могу возникнуть в Китае.
В итоге вопреки первоначальному сценарию американского писателя Макса Брукса китайский «вирус зомби», был переименован в «московский грипп», чтобы китайские цензоры пропустили фильм в прокат. В итоге, что иронично, лента, собравшая $540 млн по всему миру, так и не вышла в китайских кинотеатрах.
Исследователи отмечают, что в последнее время голливудские студии начали практиковать превентивную самоцензуру, предугадывая пожелания Пекина. По словам одного из авторов отчета и заместителя директора ПЕН-клуба по политике и исследованиям в области свободы слова Джеймса Тагера, организация очень озабочена этим вопросом. По мнению правозащитников, в погоне за китайскими деньгами голливудские студии рано или поздно прогорят, потому что широкая публика просто перестанет смотреть их фильмы.