«Добро пожаловать в Чечню» («Welcome to Chechnya»), Дэвид Франс
Страшный, но чрезвычайно важный документальный фильм, чья премьера символично выпала на утро 1 июля (по московскому времени). В начале года ленту журналиста-расследователя Дэвида Франса показали на «Сандэнсе» и Берлинском фестивале; сейчас у нее 100-процентный рейтинг Rotten Tomatoes на основе 41 рецензии. «Добро пожаловать в Чечню» был вдохновлен статьей Маши Гессен «The Gay Men Who Fled Chechnya's Purge» для The New Yorker. Публикации «Новой газеты» о массовых преследованиях гомосексуалов в Чеченской Республике в фильме не упоминаются (не считая особой благодарности в заключительных титрах). Как утверждает Франс, автор этих материалов Елена Милашина, получившая за них премию «Редколлегия», отказалась работать над лентой. В центре истории — активисты Давид Истеев и Ольга Баранова, которые эвакуируют гомосексуальных людей из ЧР и селят их в убежища в России и за границей.
Иногда смотреть картину невыносимо (в ней представлены записи пыток и убийств), иногда — от тихих мгновений нежности и безмятежности — сложно сдержать слезы. Но смотреть ее необходимо: если уж не из-за огромной общественной значимости, то хотя бы потому, что это первоклассная документалистика, которая подразумевает сильнейшие эмоции и переживания. Отдельный кинематографический шедевр — появление в кадре Максима Лапунова, первого публично заявившего о перенесенных пытках человека (Следственный комитет отказался возбуждать уголовное дело, ЕСПЧ в рекордные сроки принял иск); сам Лапунов в разговоре с «Дождем» назвал фильм «очень точным». Помимо прочего, это небольшое технологическое чудо: лица героев, чьи реальные имена не раскрываются, в целях безопасности скрыты дипфейками, их голоса изменены — в некоторых случаях это почти незаметно. Зато заметна их всепоглощающая светлая любовь на грани истребления. Несмотря на чудовищный ужас и горькое многоточие в финале, именно это чувство все время остается в фокусе картины. Вероятно, ключевой картины 2020 года для России, где премьера пока не анонсирована.
Авторы фильма призывают поддерживать Российскую ЛГБТ-сеть, а также делиться трейлером «Добро пожаловать в Чечню» (обратите внимание на комментарии) в соцсетях под хэштегом #IAmAWitness — и отмечать в постах политиков. (Воронков)
Где смотреть: HBO*
«Евровидение: История «Огненной саги» («Eurovision Song Contest: The Story of Fire Saga»), Дэвид Добкин
С детства Ларс и Сигрит, живущие в маленьком исландском городке, мечтали спеть на «Евровидении». Их группа «Огненная сага» случайно оказывается среди 12 артистов, между которыми проводится отбор. Несмотря на катастрофическое выступление, они все же попадают в полуфинал. Однако дома к их успеху относятся неоднозначно. С одной стороны, Исландия никогда не побеждала в этом конкурсе, в отличие от своих соседей — Швеции, Норвегии, Дании и даже Финляндии. С другой, требование провести следующее «Евровидение» в стране победителей может в случае триумфа грозить банкротством небольшому государству, чье население насчитывает 364 тысячи человек. Да и за кулисами конкурса разворачивается нешуточная борьба: главный фаворит этого года, эротизированный до предела россиянин Александр Лемтов, хочет увезти с собой не только победу, но и талантливую Сигрит, чьи чувства к Ларсу не находят должного отклика у партнера по дуэту.
Пропитанный изрядной долей абсурда фильм о «Евровидении» с Уиллом Ферреллом и Рейчел Макадамс легко станет заменой настоящему музыкальному смотру, который пришлось отменить в этом году из-за пандемии коронавируса. Утрировано-пародийный американский взгляд на «этих странных европейцев» здесь не вызывает ощущения насмешки, а наоборот отличается большой симпатией. И даже несколько натянутые шутки (как, например, белорусский вариант группы Lordi) все-таки справляются с задачей рассмешить зрителя. Отдельно стоит отметить Дэна Стивенса, чья интерпретация образа Киркорова заставила одних говорить о ядовитой сатире, а самопровозглашенного короля русской поп-музыки привела в восторг. Однако в какой-то момент возникает ощущение, что создатели фильма словно пытаются с помощью экономических мотивов, внутримедийных интриг и даже, черт возьми, магии как-то рационализировать для себя то фрик-шоу, в которое периодически превращается «главный музыкальный конкурс Европы». Что, впрочем, кому-то сможет дать повод немного погордиться своей континентальной загадочностью с привкусом провинциализма (если здесь вообще есть чем гордиться). (Шибанов)
Где смотреть: Netflix
«Честный кандидат» («Irresistible»), Джон Стюарт
Полковник Хастингс возмущен действиями властей маленького городка в Висконсине в отношении мигрантов. Его пылкую и чувственную речь слышит политтехнолог-демократ Гэри Циммер, который ищет способ вернуть влияние после победы Трампа на выборах. Пехотинец в отставке кажется ему подходящей фигурой для раскрутки — он берется вывести «новый вид демократа, демократа с мозолями на руках». Однако в городке, где ему придется бороться за успех со своей бывшей любовницей-республиканкой, многие совсем не рады приезду столичного выскочки, чьи ценности идут вразрез с принципами, на которых стоит местное сообщество.
Не стоит ждать от «Честного кандидата» Джона Стюарта остроумия уровня «Вице-президента» или «Офиса», несмотря на Стива Карелла в главной роли. История о том, как лицемерный либерал пытается научить консервативных, близких к земле жителей «Хартланда» обезличивать избирателя до уровня статистики и развращает их сердца аналитикой, больше похожа на попытку осовременить сентиментальные фильмы Фрэнка Капры с их левацким креном. Только в ситуации политического кризиса, с которым столкнулся сегодняшний мир, прекраснодушные порывы и мягкая ирония выглядят беззубо, а порой и бестактно до оскорбительности к людям, которые всерьез относятся к политике и ее влиянию на жизнь обычных людей. Несмотря на это, в фильме часто проскакивают остроумные наблюдения за тем, как зыбки бывают границы между политическими оппонентами. А пара финальных твистов оправдывает общую интонацию «Честного кандидата», словно снисходящего до своих зрителей так же, как герой Каррелла снисходит до избирателей. (Шибанов)
Где смотреть: Amazon*, iTunes*
«Под солнцем Риччоне» («Sotto il sole di Riccione»), Никколо Челайя и Антонио Узберго
Курортный ромком про группу жадных до жизни тинейджеров — с внезапными отголосками итальянских комедий 70-х — 80-х, нежно любимых в Советском Союзе. Зрелище совсем необязательное, но почти экстатическое — разве что омраченное тем фактом, что этим летом подобного рода досуг можно будет испытать только на экране. Стоит, впрочем, учитывать определенную архаичность, до сих пор свойственную Италии: фразы в духе «Соблазнение женщин — это искусство» и «Я поисковик горячих телок» тут звучат как само собой разумеющееся. (Воронков)
Где смотреть: Netflix