Перенесенный на 2021 год 73-й Каннский кинофестиваль лишился до 80% прибыли. Об этом Deadline рассказал директор смотра Тьерри Фремо. Из-за пандемии коронавируса фестиваль потерял 5 млн евро.
«Конечно, кризис ударил по всей индустрии и заставил нас пострадать, — признался Фремо. — Однако мы соберем все силы и выживем. Вернемся сильнее, чем когда-либо ради действительно незабываемого фестиваля, но уже в следующем году».
В каком формате пройдут Канны в 2021 году, Фремо не уточнил. Однако он заявил, что все будет зависеть от масштабов пандемии.
«И да, я думаю, у нас будет несколько невероятных фильмов, которые мы с нетерпением ждем. Помимо работ 2021 года, к нам присоединятся режиссеры 2020-го, которые решили отложить релиз», — поделился планами Фремо.
3 июня Тьерри Фремо и президент Каннского кинофестиваля Пьер Лескюр объявили основную программу кинофестиваля. В нее вошли 56 фильмов, которые участвовали бы в смотре в этом году, если бы он состоялся. Среди них работы режиссеров, уже хорошо знакомых аудитории: «Французский диспетчер» Уэса Андерсона, «Лето 85-го» Франсуа Озона и «Еще по одной» Томаса Винтерберга.
С 22 по 26 июня в онлайн-формате пройдет кинорынок Marché du Film, на котором будут представлены виртуальные стенды компаний и павильоны разных стран. По словам Фремо, таким образом они намерены хоть как-то поддержать индустрию. Директор фестиваля также надеется, что студии смогут показать свои фильмы осенью на фестивалях в Торонто, Сан-Себастьяне, Венеции, Нью-Йорке, Ангулеме, Пусане, Лионе и Довиле.
«Я надеюсь на это, однако эта осень остается полна вопросов без ответов. Как это все пойдет на пользу путешествиям, визам, а главное — вирусу?» — отметил Фремо.
Фремо также выразил надежду на то, что Венецианский кинофестиваль, запланированный на 2-12 сентября, покажет отобранные Каннами фильмы.
«Обычно Венеция не показывает фильмы, уже отобранные Каннами. Было бы здорово сделать исключение в этом году. Например, то же самое мы собираемся сделать с кинофестивалем в Сан-Себастьяне, который принял участие в отборе фильмов Канн», — сказал он.
В прошлом Каннский фестиваль критиковали за гендерный дисбаланс. В этом году организаторы заметно постарались: в отборе поучаствовали рекордные 16 картин, снятых женщинами.
«Я говорю это уже много лет и твердо верю в нашу позицию, которая совпадает с позицией Аньес Варды: мы не облегчаем положение женщин-режиссеров. Если они в Каннах, так это только потому, что их фильмы высокого качества. Ничего больше. Мы выступаем за представительство женщин в индустрии и стремимся работать ради перемен», — заметил Фремо.
Несмотря на то, что жюри 73-го Каннского фестиваля впервые возглавит афроамериканец Спайк Ли, в программе числятся всего три работы, снятые темнокожими (из них две — Стива Маккуина). Комментируя это, Фремо подчеркнул, что при отборе обращал внимание только на качество фильма. Он также отметил, что другие темнокожие режиссеры отложили свои релизы на 2021 год.
«Я горжусь, что в свое время выбрал дебюты Маккуина, Мати Диоп и Райна Куглера, — сказал он. — Кинофестивали должны идти в ногу со временем и развиваться в соответствии с актуальными проблемами своей эпохи, но сохраняя при этом свои основные ценности».
В этом году драма Спайка Ли «Пятеро одной крови», вышедшая на Netflix, должна была пройти во внеконкурсной программе Каннского фестиваля. Однако потоковый сервис согласился отослать фильм в Канны только при одном условии — если он сможет претендовать на «Золотую пальмовую ветвь». Судя по всему, наладить отношения Каннам и стримингу пока не удастся.
«У нас есть одно непоколебимое убеждение: фильмы, которые участвуют в конкурсе, должны быть выпущены в кинотеатрах», — заключил Фремо.
В 2018 Фремо заявил, что организаторы отказали Netflix в участии, поскольку фильмы онлайн-кинотеатра не демонстрируются во французских кинотеатрах. Кроме того, компания не намерена следовать французскому законодательству, требующему обеспечить задержку показа лент на своей платформе минимум на 36 месяцев после показа в кинотеатрах. В свою очередь директор Netflix по контенту Тед Сарандос выразил надежду, что со временем Каннский кинофестиваль изменит свои правила и будет идти в ногу со временем.