В мае 2020 года Российская государственная детская библиотека объявила конкурс на лучший логотип новой литературной премии «Большая сказка» имени Эдуарда Успенского. Согласно информации на сайте учреждения, ее целью станет поощрение авторов, воспитывающих любовь к русскому языку и отечественной литературе. Однако дочь писателя Татьяна Успенская посчитала отца недостойным того, чтобы литературная премия называлась его именем. Она опубликовала открытое письмо, в котором назвала автора тираном и рассказала, что он избивал ее.
«Мой отец был человеком очень жестоким, совершавшим в течение всей жизни домашнее насилие, это была его система отношений в семье. Это было физическое, психологическое, эмоциональное насилие, повторяющееся постоянно по отношению ко мне — его дочери, моей матери — его жене, его внукам, детям другой жены и т.д.», — цитирует Успенскую «Собеседник».
Женщина заявила, что государственная литературная премия не должна носить имя жестокого человека, и выразила надежду на то, что к ее словам прислушаются. Бывшая жена Успенского Элеонора Филина разделила позицию его дочери, заявив «Газете.Ru», что сама сталкивалась с насилием со стороны знаменитого автора.
«Я поддерживаю точку зрения Татьяны, она имеет право на то, чтобы сказать. Я тоже сталкивалась с домашней тиранией, поэтому знаю, каков этот человек», — сказала телеведущая.
Она воздержалась от ответа на вопрос, следует ли отказываться от имени Успенского в названии премии. «Я не смогу однозначно ответить, потому что это дело тех, что это все затевает. Пусть делают, как считают нужным», — заключила Филина.
Депутат Госдумы Оксана Пушкина выступила категорически против присвоения премии имени Успенского. В комментарии «Газете.Ru» она заявила, что письмо дочери писателя не стало для нее сюрпризом.
«Я сама делала программу «Зеркало для героя», где и жена Эдуарда Успенского, и его близкие рассказывали о нем буквально как о монстре. И сам писатель опровергать эти обвинения не спешил. Репутация Эдуарда Успенского как домашнего тирана известна. И я думаю, что организаторам премии нужно прислушаться к мнению его дочери и отказаться от своей идеи. Возможно, на мнение Татьяны повлияла и ситуация с разделом наследства отца, но сути дела это не меняет», — сказала Пушкина.
Она подчеркнула, что выдающиеся профессиональные заслуги писателя, подарившего миру Чебурашку и кота Матроскина, не давали ему права быть тираном.
«И кому, как не его близким, об этом знать. Даже гений не имеет права на насилие и безнаказанность — эта мысль не нова, и она верная», — заявила Пушкина.
Также она выразила согласие c мнением дочери Успенского о том, что человек, чьим именем называют государственную премию, прежде всего должен быть добрым и нравственным.
«Ведь пока в России нет закона против домашнего насилия и государство не сформулировало свою позицию на этот счет, люди строят собственную семейную жизнь на чужих примерах, воспринимают их как норму, — считает депутат.
— Пока мы будем считать домашнее насилие русской традицией, а сексуальные домогательства — проявлением любви и мужской привилегией, мы будем жить в королевстве кривых зеркал. Оправдывая насилие над слабыми талантом или заслугами тирана, мы плодим лицемерие и лишаем жертв надежды на справедливость».
В качестве альтернативы Успенскому Пушкина посоветовала назвать премию в честь писателя Николая Носова, который был «не только замечательным писателем, но и прекрасным, любящим человеком».
Пресс-секретарь Российской государственной детской библиотеки предоставил «Газете.Ru» фрагмент ответа директора учреждения Марии Веденяпиной. В обращении к дочери Успенского она акцентировала внимание на колоссальном культурном наследии писателя.
«При организации премии и всей другой своей культурно-просветительской деятельности Российская государственная детская библиотека руководствуется исключительно творческими заслугами детских писателей и художников-иллюстраторов детской книги, не принимая во внимание их личные качества», — заявила Веденяпина.
Ее поддержал художник Виктор Чижиков, который иллюстрировал сказки Успенского. Он признался «Газете.Ru», что понимает Татьяну «как дочку», но также попросил не забывать о профессиональных заслугах писателя.
«Но понимаете, герои Успенского настолько хороши: они как бы продолжают череду героев русских сказок. Потому что Старуха Шапокляк любой Бабе Яге может фору дать. Сильные образы, понимаете. За сильные образы других авторов, вроде бы, и надо поощрять премией Успенского. <...> Я с удовольствием рисовал к сказкам Успенского, мне они нравятся. Тем более, что в них действовали персонажи русских сказок наряду с персонажами Эдика. И, например, его сказка «Вниз по волшебной реке» вся соткана из переплетений старых и новых героев, — перечислил Чижиков. — Ну вообще, конечно, личная жизнь писателя должна играть какую-то роль — не знаю, какая должна быть степень ее влияния на название премии. Я отдаю должное Эдику как писателю, как автору, которого я иллюстрировал, а дочка высказывает свое мнение».
Художник добавил, что не может дать однозначный ответ на вопрос о том, стоит ли убирать фамилию Успенского из названия премии.