За всю свою карьеру заслуженный артист РСФСР Савелий Крамаров не получил ни одной главной роли, но благодаря природной харизме его персонажи стали одними из самых запоминающихся. Актер сыграл второстепенных героев в фильмах «Иван Васильевич меняет профессию», «Джентльмены удачи», «Неуловимые мстители», «Двенадцать стульев», «Мама», «Город мастеров», «Большая перемена» и других. Его помнят в образе легкомысленного дурачка, чья широкая беззаботная улыбка и неказистое, но обаятельное лицо всегда заставляли зрителей смеяться.
Однако успех Крамарова среди народа никак не вязался с его нелегкой судьбой. Актер родился в обеспеченной еврейской семье, но спустя четыре года его отца обвинили в измене родине и на много лет отправили в Сибирь. Он отбыл там несколько сроков с 1938 по 1951 год, пока не покончил с собой. Через несколько лет мать Крамарова скончалась от рака, и мальчика опекал дядя.
Окончив школу, он попытался поступить в театральный институт, но не был принят из-за «некрасивой внешности» и отправился в лесотехнический. Отработав несколько лет по специальности в сфере озеленения, Крамаров начал заниматься в театральной школе и усердно рассылать свои резюме киностудиям. Одна из них откликнулась на письмо — так началась актерская карьера советского «короля эпизодов».
Уже в 1966 году он сыграл первую заметную роль в легендарном фильме «Неуловимые мстители» Эдмонда Кеосаяна, где произнес знаменитую фразу «Гроб с покойничком летает над крестами, а вдоль дороги мертвые с косами стоят… И — тишина!». Народу очень понравился образ улыбчивого простачка, который очень уж походил на Ивана-дурака из русских сказок. Однако, по словам одного из его друзей Бориса Грачевского, дураком он не был.
«На ровном месте на него свалились слава и народная любовь, — рассказывал Грачевский «Известиям», — Надо заметить, любят у нас люди простачков и дурачков, но Савва не был дураком. Он был закрытый человек, но очень быстро все соображал. Звездной болезнью не болел, но с удовольствием поедал ту сумасшедшую, чудовищную популярность, которая у него была».
К 1970 году Крамаров стал одним из самых известных комедийных актеров страны, поступил в ГИТИС и непрерывно снимался в фильмах. С 1967 года он работал в Театре миниатюр.
На протяжении всей карьеры актер был вынужден скрывать свою национальность, но в конце 1970-х начал ходить в синагогу и перестал сниматься по субботам. Когда дядя Крамарова переехал в Израиль, актер стал все реже появляться в кино.
В 1981 году Крамаров вместе с коллегой Александром Левенбуком написал письмо американскому президенту Рональду Рейгану, озаглавленное «Как артист артисту», в котором попросил предоставить ему в США работу по специальности.
«Я не умираю с голоду, но не одним хлебом жив человек. И хотя хлеб у нас с вами разный и питаемся мы по-разному, но мы оба любим творчество и не можем жить без него. Поэтому помогите мне обрести в вашей великой стране возможность работать по специальности…» — написал актер.
Это сообщение напечатали и озвучили многие западные СМИ, и Крамарова выпустили из страны.
Коллега актера по фильмам «Афоня», «Большая перемена» и «Иван Васильевич меняет профессию» Нина Маслова связала его решение с утомлением от всенародного обожания и желанием начать новую жизнь.
«Многие не понимают, почему он уехал, а я понимаю. Покидали страну из-за того, что здесь что-то не складывалось, что-то запрещали, а он уехал от обожания, от прекрасного отношения, уехал в никуда и начал все с нуля», — объяснила Маслова.
Через год после переезда Крамаров исполнил роль работника КГБ Бориса в драме «Москва на Гудзоне», а в 1984 году сыграл доктора Владимира Руденко в картине «2010: год вступления в контакт». Также он снялся в фильмах «Вооружен и опасен», «Возвращение Моргана Стюарта», «Красная жара» и вступил в Гильдию киноактеров США. Карьера Крамарова в США складывалась отлично: он нанял агента, купил дом и начал завоевывать обожание зрителей и коллег.
Но вскоре случилось несчатье — актер заболел раком сигмовидной кишки. Несмотря на здоровый образ жизни, лечебный голод и зарядку, наследственная предрасположенность к этому страшному недугу дала о себе знать. Врачи некоторое время боролись с болезнью, проводили не один курс лечения, однако остановить злокачественную опухоль не удалось. Крамаров умер из-за осложнений рака и был похоронен на еврейском кладбище в Сан-Франциско.