На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

«Пожар в аду»: Kira Lao о «Золотой маске», химии звука и новом альбоме

Певица Кира Вайнштейн записала альбом о пересоздании себя

Основатель проекта Kira Lao Кира Вайнштейн рассказала в интервью «Газете.Ru» о своем новом альбоме «Тревожный опыт», номинации на премию «Золотая маска», экспериментах с естественным и синтезированным звуком и эмоциональном перерождении.

— В этом году ты попала в список номинантов театральной премии «Золотая маска» за музыку к спектаклю современного танца «40» (постановка Ольги Тимошенко и Алексея Нарутто), расскажи, пожалуйста — о чем он?

— В этом спектакле есть несколько смысловых слоев. Все зависит от того, с какого ракурса смотреть. Зритель, который впервые сталкивается с подобного рода постановками, зачастую воспринимает танец Леши и Оли как историю взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Но на самом деле гендер в их движении не всегда играет какую-то смысловую роль. Если говорить в общем — это «попытка» смириться с тем, что все конечно, это переживание утраты близкого человека и одновременно с этим рождения нового.

Хореографы — как инициаторы этой работы — пытаются с помощью техник современного танца выйти за пределы тела, своих возможностей, нащупать этот момент до и после. Получается своего рода новый шаманизм. А я с помощью звука поддерживаю этот ритуал. Одновременно с этим, в тексте их хореографии есть множество отсылок к сохранившимся в повседневности мифам о жизни и смерти.

— До этого ты уже занималась звуковым сопровождением немого кино — у тебя есть какие-то свои методы для работы над саундтреками, или музыка к этому спектаклю была для тебя экспериментом?

— Когда четыре года назад поступило предложение озвучить немой фильм «Дети века», у меня совсем не было опыта. Но мне захотелось попробовать, проверить — смогу ли я вообще таким заниматься. Одно дело — когда ты свободный художник, делаешь, что хочешь, и совсем другое — когда есть определенные рамки — стилистические, сюжетные, а еще временные. У меня нет академического композиторского образования, из-за чего я раньше, да и, наверное, до сих пор комплексую. По образованию я журналист. Но со временем заметила, что принципы построения композиции в тексте, изображении и звуке очень похожи.

— Можешь рассказать, как именно протекала работа над этой музыкой?

— Оля и Леша предложили мне сделать звук для спектакля, когда вся хореография была готова. И даже был один показ на зрителя. В качестве саундтрека они тогда пустили фоном зацикленную запись шагов и хруста снега, которую сами вырезали из какого-то трека. Мне понравилась эта идея, и я решила ее развить.

Мне показалось, что для этой постановки нужно что-то абстрактное и репетитативное. Я взяла рекордер и отправилась искать снег — это было не так просто найти в апреле. Но я нашла какой-то сугроб в Сокольниках, и как следует в нем потопталась. А дальше уже резала записанный материал на фрагменты, накладывала разные эффекты, и составляла коллаж под видео, снятое на репетиции.

— При этом, церемонию вручения «Золотой маски» ты пропустила, готовясь к презентации саунд-арт проекта на основе химических реакций. Расскажи про него подробнее, пожалуйста.

— Да, я не пошла на церемонию, чем очень удивила своих друзей.

Но этой весной у меня был не просто «пожар в аду» по количеству проектов, а какая-то следующая стадия, для которой я еще не придумала название. В тот вечер передо мной встал выбор: отправиться на светский раут и завалить диплом или поехать, купить недостающие детали и все-таки закончить свою работу.

Защита была на следующий день, 17 апреля. Она прошла успешно, а после я отправила свой проект на конкурс ВДНХ «Взлет» и выиграла. В феврале 2020 года у меня будет персональная выставка с этой работой в павильоне «Космос».

Проект называется «Спланированные случайности» — в нем колебательная химическая реакция Бриггса-Раушера управляет звуком. В своих первых медиа-проектах я работала с телесными данными и придумывала различные сценарии перформансов и инструменты, которые могли бы вовлечь слушателя в импровизационный музыкальный процесс. Но потом мне захотелось уйти от прямого контакта со зрителем и переключиться на создание звуковых систем, способных работать автономно, без моего участия, а я сама могла бы занять позицию слушателя и наблюдать за ними.

Для меня в творческом процессе самое интересное происходит в тот момент, когда что-то идет не так, или случаются ошибки. Поэтому я так люблю импровизацию и ощущение, когда не знаешь, что ждет тебя дальше.

С одной стороны — понятно, как именно протекает химическая реакция: раствор периодически меняет цвет, а его температура увеличивается, и эти параметры можно синхронизировать со звуковыми и таким образом манипулировать процессом. С другой стороны, химическая реакция привлекла меня своей непредсказуемостью. Нельзя сказать точно, сколько времени она будет длиться, какой будет амплитуда колебаний, на это влияет куча внешних факторов.

— Какие были первые шаги в работе над «Тревожным опытом»?

— Сначала я разрушила все, что было до, а потом начала строить заново. Последние несколько лет в моей жизни был какой-то тлен. То есть формально все было хорошо, но я почему-то не получала никакого удовольствия от происходящего. Перед каждым выступлением у меня болело горло, каждый день после работы я ехала домой с жуткими болями в животе. У меня была соматическая депрессия, но тогда у меня и мысли не было пойти к психиатру. Настолько привыкла к тому дискомфорту, в котором находилось мое тело, что мне стало казаться это нормальным.

Настоящий пожар начался на занятиях по импровизации и современным танцам. Впервые столкнувшись там с реальностью, я поняла, что больше не могу врать себе и нужно срочно что-то менять. И перемены были радикальными. Я уволилась с работы и со всеми вещами уехала домой в Великий Новгород. Каталась на велосипеде, встречалась со старыми друзьями, ходила к психологу и на студию. В тот момент я написала основную часть песен. Но мне не хотелось выпускать еще один фортепианный альбом и собирать новую группу.

Устав от поиска компромиссов с другими музыкантами, решила сделать все сама. Стала думать о том, как все это может звучать. И этот вопрос привел меня в школу Родченко, а затем на курсы к Антону Маскелиаде. Весь процесс в итоге занял 4 года. И сейчас я получаю огромное удовольствие от композиторской работы и могу писать музыку где угодно, когда угодно и как угодно. Больше всего мне нравится это делать ночью в поезде.

— Некоторые песни ты записывала, что называется, «в поле» и звуки городской среды играют на нем важную роль. Как ты думаешь, чем бы отличался альбом, если бы ты не пошла на это?

— Чаще всего я слушаю музыку в наушниках по дороге на работу. Сквозь них проникают звуки окружающей среды. Иногда они очень интересно попадают в песни. Например, в метро аккорд, сигнализирующий о прибытии поезда может попасть в тональность трека или интересно вписаться в ритм. И был момент, когда я стала сомневаться: нужно ли добавлять в запись шумы, потому что к ним могут примешаться еще и реальные звуки города, и получится… слишком много всего.

Но в итоге решила их оставить, потому что они создают нужный мне контекст.

Я хочу, чтобы этот альбом воспринимался, как история некого пути, путешествия, как диалог с городом, плюс для меня важны локации, которые я с помощью этих шумов обозначаю. Например, трек «Сам не свой» я сначала хотела назвать «7 минут до метро». За это время я успеваю так загнаться, так уйти глубоко в себя и свои мысли, что возвращаюсь в здесь и сейчас, только, когда какой-нибудь промоутер навязчиво пытается вручить мне свой спам у входа на станцию.

— Одним из важных вдохновений ты называешь современный танец. Как телесный опыт и его переосмысление отражаются на твоей музыке?

— Погружение в современный танец вдохновило меня не только на альбом. Попутно родилось еще несколько медиа-проектов. В одном из них, «Heart Hard Beat», я превращаю пульс зрителей в реальный бит. Другой проект «Внутренний ребенок», который мы сделали в соавторстве с Ирой Новичковой и Максимом Ивановым, дает возможность представить, что слышит младенец, находясь в утробе матери. Этот объект — силиконовый живот, начиненный разными микрофонами, можно увидеть сейчас на выставке «Тело: цифровые границы» в «Электромузее».

— На концертах ты скидываешь кожу, в музыке разрушаешь границу между живым и искусственным звуком, а на самом альбоме есть песни о Петербурге, Москве, Омске и, внезапно, Дели. Что становится видно с такой высокой точки обзора, когда снимаются основные границы?

— Да, в принципе все мне кажется, и так понимают, что мы живем в «Невроссии». Мы создали вокруг себя огромную кучу мусора — реального и информационного и теперь страдаем. Технический прогресс разогнал темп нашей жизни до таких скоростей, к которым наши тела не были готовы или еще не адаптировались, а мозг едва ли справляется со всей информацией.

Весь этот пластик — он от чего? Нет времени готовить завтрак - куплю готовую порционную еду в отдельной упаковке и еще кофе с собой. Опаздываю на работу - возьму такси. Все на пределе, у всех горят сроки, всем нужно все срочно и вчера, все куда-то торопятся, но по факту стоят в пробке.

Мне кажется, что нужно думать не только о том, как сортировать мусор и перерабатывать пластик, а о том, чтобы этого мусора в принципе не возникало. Его будет гораздо меньше, если просто замедлить жизненный темп до нормального — чтобы было время и выспаться, и еду себе приготовить и потом эффективно поработать и возможно, для этого будет достаточно четырех часов, а не восьми. И кстати, я выяснила, что в пределах города на велосипеде можно передвигаться быстрее, чем на общественном транспорте, а с учетом всех пробок - быстрее чем на машине.

— В 2013 году ты выступала на фестивале в поддержку политзаключенных «Рок-Узник» — важна ли для тебя сейчас тема политики?

— Когда-то я ушла в музыку, чтобы дистанцироваться от внешнего мира и политики. Но со временем даже во внутренняя Монголия (зачеркнуто) Ohmsk превратилась в какой-то ад. Молчание больше не золото.

Презентация альбома «Тревожный опыт» пройдет 2 июля в клубе «16 тонн» в Москве.

Новости и материалы
Путин подписал закон о помощи волонтерам, сохраняющим память о жертвах нацистов
«Бей своих, чтобы чужие боялись»: Лукашенко высказался о своем падении на матче по хоккею
В Средиземном море не осталось ни одного американского военного корабля
Названо эффективное природное средство для защиты от кариеса
Лев XIV отправил Украине три грузовика супов быстрого приготовления
Кушанашвили раскрыл свой гонорар на шоу Малахова
Путина и Овечкина признали людьми года
Жители ФРГ признались, что экономят на продуктах из-за роста цен
Глава «КАМАЗа» усомнился в необходимости возвращения Mercedes в Россию
В Сочи потушили пожар в автосервисе
Эксперт «Лаборатории Касперского» назвал репродуктивную миссию Дурова «бессмысленной»
Самарский министр призвал не звонить в скорую с температурой до 40°C
В Запорожской области два мирных жителя пострадали в результате атаки ВСУ
Более 300 человек эвакуировали из торгового центра в Сочи из-за пожара в автосервисе
Asus опровергла слухи о запуске производства фирменной оперативной памяти
«Идет своим чередом»: Губерниев о выступлении Непряевой и Коростелева на «Тур де Ски»
Экс-солистка группы «Мираж» спасла лис со зверофермы
Зеленский прилетел в Майами
Все новости