Современные фильмы и сериалы про Великую Отечественную войну всегда сложно воспринимать сквозь призму целой плеяды выдающихся советских картин. Накладывается еще и особое отношение российского зрителя к тем событиям, которые уже, казалось бы, прошли уже очень давно, но страна помнит о четырех годах большой человеческой трагедии. Сериал «Смерш» предлагает свой взгляд на события 1941 года.
В центре сюжета — офицер госбезопасности Георгий Волков (Алексей Макаров), который должен доставить важнейшие документы со списком секретных советских агентов, внедренных в Германию. Очевидно, если он попадет в руки противника, то СССР потеряет ценных агентов, поставляющих жизненно важные сведения.
События сериала начинаются 21 июня 1941 года.
Волков везет на поезде партию изумрудов, согласно торговому договору между Германией и СССР, чем прикрывает гораздо более ценную посылку. Поезд с главным героем задерживают ночью на польско-советской границе, и когда Третий Рейх объявляет Советскому Союзу войну, Волков оказывает за линией фронта с одним помощников.
Такой нестандартный сюжетный ход предлагает взглянуть на 22 июня под другим углом. В сериале нет сцен с крупными боями, нет осады Брестской крепости, а зритель все видит глазами Волкова — пролетающие по небу фашистские бомбардировщики и военные соединения противника, направляющиеся к линии фронта.
Несмотря на отсутствие масштабных боевых действий, сериал способен держать в напряжении зрителя благодаря основной сюжетной линии. В некотором смысле сериал перекликается с «Семнадцатью мгновениями весны» — что бы было, если бы Штирлицу пришлось вступать в прямой конфликт с врагом? Экшеном «Смерш» не обделен — находясь в тылу врага, главные герои периодически вынуждены вступать в локальные бои с противником.
Самой сильной стороной «Смерша», безусловно, стали актеры.
Алексей Макаров нашел нужный баланс для воплощения своего героя, показав его жестким и бескомпромиссным сотрудником госбезопасности, но в то же время не лишенным человеческих качеств. Отдельного внимания заслуживает режиссер сериала Олег Фомин, который сыграл главного злодея — агента «Абвера» Конрада фон Бютцева. Если в первой серии Фомин где-то переигрывал, то впоследствии его персонаж стал выглядеть предельно органично.
У «Смерша» можно выделить эту особенность — сериал постепенно набирает обороты. Если в начале есть много поводов к нему придраться, то в последующих сериях он становится более цельным, и повествование идет плавнее. Создается ощущение, что первую серию снимали действительно в самом начале производства, и создатели постепенно исправляли свои же недочеты.
Однако нельзя сказать, что «Смерш» полностью от них избавился.
В последние годы качество российских сериалов значительно улучшилось, и появилась очень хорошая тенденция приглашать именитых режиссеров и актеров. Постепенно общий уровень продукта повышается, и «Смерш» является примером заданного вектора. Конечно, при желании можно найти в сериале «костыли» прошлого — например, слабо реализованную романтическую линию, которая оставляет впечатление чисто функциональной детали для развития сюжета.
Тем не менее, со всеми своими недочетами «Смерш» смотрится динамично и поддерживает интригу до конца — во многом благодаря Алексею Макарову.
Все 12 серий первого сезона, поделенные на три новеллы, телеканал «Рен-ТВ» покажет 28 апреля.