Одно из самых дорогих произведений искусства в мире, знаменитая картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» может оказаться подделкой. В случае, если подозрения искусствоведов подтвердятся, стоимость проданного за $450,3 млн изображения составит менее $1200. Об этом сообщает New York Post.
Искусствовед Бен Льюис заявил, что Национальная галерея в Лондоне сознательно ввела в заблуждение участников торгов, скрывая, что группа экспертов допускает, что картина является дубликатом. Также специалист подтвердил, что мнения оценщиков при работе с картиной заметно расходились.
Изображение Иисуса Христа, приписываемое руке Леонардо да Винчи, в 2017 году было выставлено на аукционе. В результате оно стало самой дорогой картиной, когда-либо проданной на торгах. Произведение было куплено арабским принцем по имени Бадер бин-Абдулла бин Мохаммед бин Фархан Аль-Сауд за $450,3 млн.
Через месяц после аукциона департамент культуры Абу-Даби заявил, что у него в руках оказался тот самый «Спаситель мира», которого они планировали выставлять в своем филиале Лувра. Несмотря на то, что филиал открылся в ноябре 2017 года, в нем уже тогда было выставлено около 300 произведений искусства, собранных с помощью сотрудничества со старейшими музеями Европы. В коллекцию вошла «Прекрасная Ферроньера» Леонардо да Винчи, Тициан и его «Дама у зеркала», а также работы Пабло Пикассо и Рене Магритта.
Руководство музея планировало продемонстрировать картину Леонардо да Винчи посетителям еще в сентябре 2018 года, но по неизвестным причинам выставка отменилась. В конце марта издание The New York Times сообщило о пропаже экспоната из филиала парижского Лувра в Абу-Даби, столице Арабских Эмиратов.
Информацией о нахождении картины не владеет даже французское правительство, которому принадлежит Лувр. Ходят слухи, что пропажа «Спасителя мира» может повлиять на проведение важного мероприятия, запланированного на осень 2019 года. В этом году исполняется 500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи.
Позже в New York Times появилось предположение источников о том, куда могла пропасть работа знаменитого художника.
По одной из версий, картину не показали в филиале Лувра в ОАЭ, поскольку принц решил держать ее не в музее, а у себя дома. Другие источники объясняют отмену выстави и пропажу работы недоказанной подлинностью изображения.
Оксфордский историк Мартин Кемп вошел в состав экспертов, занимавшихся изучением картины, и назвал ее «религиозной версией «Моны Лизы» и «сильнейшим заявлением Леонардо о туманности божественного». Также профессор сказал, что «Спаситель мира», написанный приблизительно в 1500 году, был одной из двух похожих работ, перечисленных в списке коллекции английского короля Карла I после его казни в 1649 году. Но картина исчезла из исторического архива в конце XVIII века.
Изображение, проданное на рекордном аукционе, позже оказалось в коллекции британского промышленника XIX века. Тогда Иисус был настолько сильно перекрашен, что, по словам Кемпа, «выглядел как помешанный на наркотиках хиппи». К слову, в то время авторство «Спасителя мира» приписывали одному из последователей Леонардо. В 1958 году картина была продана за $1350 в пересчете на сегодняшние деньги. Долгие годы о ней ничего не было слышно.
В 2005 году пара дилеров заметили «Спасителя мира» на аукционе в Новом Орлеане и продали его профессору Диане Модестини из Нью-Йоркского университета. Женщина привела экспонат в надлежащий вид: перекрасила, отремонтировала раскол деревянной панели и восстановила некоторые поврежденные детали. У одной из рук Иисуса было два больших пальца — вероятно, художник не решил, где должен быть большой палец, и не полностью заштриховал его первый вариант. Профессор Модестини закрасила палец, который, по ее мнению, Леонардо не хотел изображать.
В 2013 году российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев купил «Спасителя мира» за $127,5 млн, а спустя 4 года продал его в три раза дороже арабскому принцу на аукционе Christie's в Нью-Йорке.