— Креативная экономика, о которой вы в последнее время много говорите в своих выступлениях, имеет одновременно коммерческую и культурную ценность. Какие можно выделить тренды по стимулированию творческих индустрий в интересах экономики?
— Креативные индустрии, которые включают в себя современное искусство, анимацию, моду, архитектуру, промышленный дизайн и еще целый ряд творческих отраслей, по своей сути построены на взаимной интеграции, на первый взгляд не связанных сфер деятельности и поиске новых подходов в решении привычных задач. Так, например, на сегодняшний день есть успешные примеры использования видеоконтента в театре, балете, или тех же анимационных образов — в индустрии моды, промышленном и городском дизайне.
На сегодняшний день есть необходимость в создании единой платформы для коммуникации креативных индустрий, стимулирования кооперации в этой сфере. Я думаю, что России необходима отдельная структура по развитию и продвижению креативных индустрий, в том числе международному. Тогда мы сможем системно продвигать отечественные таланты и контент на международном уровне.
Второй важный тренд — определенность правовых условий и правил игры, в которых существуют творческие индустрии. Гарантированная защищенность интеллектуальной собственности в разы повысит статус работников креативных индустрий и выведет их на новый уровень. Сегодня мы в анимации и кино очень страдаем от пиратства и недобросовестного использования наших персонажей.
Ну и конечно трансформация существующих образовательных условий и социальных лифтов в сторону профессий креативной сферы также можно назвать необходимым условием развития.
— На ваш взгляд, как влияют технологии и цифровизация на творчество? Это, скорее, естественное явление нашего времени или искусственно насаждаемый тренд?
— Важно, чтобы те же технологии естественно встраивались в творческий процесс, предоставляя ему новые инструменты.
Приведу пример с российской анимацией. Она обладает колоссальным творческим потенциалом во многом благодаря особому пути развития, который прошла в советское время. Были созданы сотни авторских техник — такого нет нигде в мире.
И сейчас для выражения своих креативных идей нашим авторам нужны практичные и желательно несложные технологические решения. Их поиск уже ведется — эта задачу мы в «Союзмультфильме» как раз решаем с помощью совместных проектов с разработчикам программного обеспечения. Так что, технологии могут встраиваться и обслуживать решение конкретных творческих задач. Уверена, существует и обратный процесс, в котором креативный подход помогает добиться технологического прорыва. Это взаимодополняющие вещи, которые способны взаимовыгодно катализировать развитие.
— Какую модель развития креативных индустрий (пример какой страны) актуален для России? Или их модели развития уникальны для каждой страны?
— Безусловно, на данном этапе стоит использовать опыт и практики других стран для формирования собственных креативных индустрий. Так, создавая технопарк на базе «Союзмультфильма» мы берем за основу модели азиатских стран: КНР, Южной Кореи, которым удалось добиться существенных успехов в развитии индустрии, выстраивая систему при которой взимодействуют мейджор и небольшие авторские студии. Последние получают возможность работы на высоком технологическом уровне, а лидеры индустрии — новые идеи, подходы, новое качество кадров. При этом Россия в разы больше Южной Кореи, которая уже очень эффективно выстроила у себя анимационную отрасль, а значит, нам еще только предстоит исследовать свои возможности, которых может быть невероятное множество, учитывая региональное многообразие нашей страны. Я думаю, именно здесь кроется богатейший потенциал.
— Могут ли креативные индустрии развиваться без государственной поддержки?
Чисто теоретически могут, однако на практике особенно в нашей стране у бизнеса пока нет устоявшейся привычки, традиции обращаться к креативному ресурсу для решения конкретных задач. Инвесторы пока еще настороженно относятся к творческим индустриям, поскольку у них элементарно нет опыта получения прибыли таким способом.
Если мы возьмем ту же анимацию, то здесь нетривиальность будет в том, что вложенные средства могут окупиться лишь спустя несколько лет — в силу особенностей производства, которое длится дольше, чем в других сферах, плюс еще раскрутка бренда, формирование его узнаваемости. Не каждый инвестор позволяет себе такие ходы.
На данном этапе, я считаю, государственная поддержка просто необходима — для формирования отрасли и серьезного качественного рывка. В идеале это должна быть системная программа государственной поддержки, рассчитанная минимум на 10 лет.
Это нормальная практика, во многих странах, даже с развитой анимационной индустрией, как например, в США существуют различные инструменты государственного участия.
— Какое место занимает мультипликация на российском рынке креативных индустрий? Какое влияние на мультипликацию оказывают новые формы распространения и потребления контента?
— Традиционно так сложилось, что в России очень любят анимацию — пожалуй, только в США и Японии мультфильмы имеют сравнимую популярность. Плюс к этому отечественная мультипликация уникальна тем, что долгое время развивалась во внерыночных условиях, тренируя как раз «творческую мышцу». Как итог — накопленный потенциал сейчас уже начал монетизироваться в виде мирового коммерческого успеха наших анимационных франшиз, особенно на азиатском рынке. Поэтому бизнес сейчас присматривается к мультипликации, возможности которой в силу специфики действительно, безграничны. Анимация может создавать любые формы, и миры, говорить на универсальном языке, понятном во всех уголках мира. В этом смысле нашей индустрии проще встраиваться в актуальные формы медиапотребления, которые, безусловно, задают новые тренды.
Так, аудитории сейчас все более сегментируются и требуют индивидуально заточенных продуктов и интерактивного взаимодействия. Анимация может все это предложить.
У нас в «Союзмультфильме», например, есть идеи по использованию анимации в технологиях дополненной реальности. Это может быть система городской навигации или инструмент вовлеченного изучения истории.
Так, с помощью технологии motion capture («захват движения»), которую мы применяем при съемке фильмов, можно, например, стать непосредственным участником легендарных исторических событий.
— Тема развития человеческого капитала — одна из ключевых на IPQuorum 2019. На ваш взгляд, какое влияние оказывает человеческий капитал на эффективность и эволюцию творческих индустрий?
— Человеческий капитал, его состояние, навыки, безусловно, можно назвать основным инструментом такой эволюции.
Творчество — качество, присущее исключительно человеку, и, я думаю, в ближайшие десятилетия вряд ли будет создан робот, который будет так преобразовывать мир, как делает это человек-творец. Именно поэтому стоит настроить систему образования и трудоустройства с учетом необходимости получать и реализовывать навыки в креативной сфере. Я уверена, что многие профессии будущего будут формироваться, исходя из запроса на умение находить варианты решения задач именно творческим способом. Остальное под силу сделать машинам.