Что происходит?
Гильдия сценаристов США согласилась предоставить Ассоциации агентов по поиску талантов еще неделю на переговоры о новых условиях сотрудничества. Договор, заключенный между этими организациями в 1976 году, прекратил свое действие в субботу, 6 апреля. В течение последних месяцев достигнуть соглашения так и не удалось. Как заявили представители Гильдии сценаристов, «все это могло произойти еще на прошлой неделе, но вместо этого настоящие переговоры начинаются только сейчас, как это всегда и бывает, под тиканье часов».
Ничего не понятно! В чем дело?
Гильдия сценаристов США — это два профсоюза, которые представляют интересы теле- и киносценаристов Америки (они разделены по географическому принципу на восточный и западный). В Ассоциацию агентов по поиску талантов входят более сотни букинг-агентств: они работают с актерами, режиссерами и сценаристами, писателями и другими деятелями культуры и индустрии энтертейнмента — например, следят, чтобы договоры их подопечных заключались по правилам.
Однако сегодня некоторые агентства приобрели очень большое влияние и возможности, что фактически привело к частому возникновению конфликта интересов.
Во-первых, они получают дополнительные выплаты от киностудий и каналов — в том числе проценты от прибыли с тех или иных проектов. Во-вторых, букинг-агентства все чаще начали выступать в качестве продюсеров и запускать собственные проекты со своими актерами, режиссерами и сценаристами. Таким образом, они одновременно и нанимают своих подопечных, и регулируют отношения между ними и работодателями — то есть, собой.
И чего хотят сценаристы?
Гильдия сценаристов США недовольна тем, что за счет дополнительных выплат букинг-агентства вскоре могут начать зарабатывать на проектах больше денег, чем их непосредственные создатели. Это, в свою очередь, может привести к тому, что сценаристы и продюсеры будут получать даже меньше, чем сейчас. Агентства, в свою очередь, утверждают, что таким образом, наоборот, экономят деньги своих клиентов, поскольку тем не нужно платить традиционную комиссию в размере 10%.
На данный момент сценаристы рассматривают возможность массового увольнения своих агентов. Впрочем, Гильдия подчеркнула, что о забастовке речи не идет — и ситуация 2007 года, когда сценаристы прекратили работу на сто дней, не повторится.
Несмотря на то, что сейчас сценаристы востребованы как никогда, ситуация с оплатой их труда ухудшается. И то, и другое происходит в том числе по вине стриминговых гигантов вроде Netflix и Amazon и кабельных каналов: с одной стороны, они обеспечили спрос на качественно написанный и снятый контент, с другой — отказались от традиционных 20-серийных сезонов в угоду десятисерийным и даже более коротким. Как бы то ни было, пока что сценаристы находятся в крайне выгодном положении и могут требовать соблюдения своих интересов.
К чему это может привести?
Голливудские студии обеспокоены текущим конфликтом, поскольку всеобщее недовольство — в том случае, если соглашения так и не получится достигнуть, — так или иначе повлияет на процесс производства фильмов и телешоу, пишет Los Angeles Times. Агентства работают по принципу маркетмейкеров, сводя вместе своих клиентов и их потенциальных работодателей, — и без этой прослойки индустрии будет тяжелее функционировать.
Сильнее всех от этого могут пострадать начинающие и не раскрученные сценаристы, у которых еще нет большого количества связей. Для них наличие контракта с агентством нередко жизненно необходимо.
В Гильдии сценаристов, впрочем, считают, что негативные последствия возможного отказа от букинг-компаний получится минимизировать. Так, вместо агентов представители профсоюзов предлагают пользоваться услугами юристов и менеджеров. Кроме того, организация запускает собственную онлайн-платформу, куда сценаристы могут загружать свои работы, а студии — просматривать их.