Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Может, она не актриса?»: автор «Айки» о призере Канн Еслямовой

В российский прокат вышел фильм «Айка», попавший в шорт-лист «Оскара»

В российский прокат вышел российско-казахстанский фильм «Айка» о нелегальной мигрантке из Киргизии, получивший на последнем Каннском фестивале приз за лучшую женскую роль. Режиссер картины Сергей Дворцевой рассказал «Газете.Ru» о съемках в Москве и почти документальной точности фильма, как готовилась к своей роли Самал Еслямова, и что помогло фильму попасть в шорт-лист «Оскара».

— Фильм правдив, и его можно, наверное, воспринимать даже как документ нашей сегодняшней жизни. Как вы добились этого, и была изначально ли задача достичь подобного эффекта?

— Да, конечно была такая задача, потому что мне всегда не хватало в кино такой современной Москвы — современной атмосферы города. Все что делается в кино, это, как правило, то, что делается проще. Потому что это всегда время и деньги. Все это продюсерское кино. Москву снимают в Ярославле, Твери, где-то за городом. А реально такой атмосферы города, тем более зимней и сложной, практически в кино нет.

Мне важно было снять так, чтобы эта картина была максимально правдивой. Сама картинка, изображение. Поэтому в фильме даже география перемещений Айки по Москве очень близка к реальности.

Я все-таки документалист и очень люблю реальность на экране. Когда я смотрю фильм как зритель, меня всегда начинает мучить момент, когда показываются фальшивые элементы. Мне важно, чтобы это было органично, чтобы я был втянут в картину. Я сам такое кино люблю смотреть и сам хочу делать.

Самал Еслямова впервые в истории отечественного кино получила главный приз Каннского фестиваля за женскую роль. Как ей удалось добиться такой достоверности на экране?

— Прежде всего, тоже хочу подчеркнуть то, что это первый женский приз вообще в истории нашего кино. Советский Союз, Россия, Казахстан, все это пространство, любое постсоветское. Это первый приз. Очень важно понимать, что в Каннском фестивале случайно такие призы не дают. Это слишком сложный фильтр. В каннском жюри, как правило, есть два-три очень мощных актера мирового уровня. В это году там были Кейт Бланшетт, Кристен Стюарт и Леа Сейду. Они очень хорошо понимают кино. И Бланшетт с Сейду говорили, что Самал их сразила сразу.

Интересно, что наш фильм показывали в последний день, и до этого они думали, кому отдать приз. Но когда показали нашу картину, они прекратили обсуждения на эту тему. Я думаю, что Самал — актриса абсолютно мирового уровня. Если появятся сильные режиссеры, которые смогут с ней сработаться, она будет показывать великолепный результат.

Я знаю, что я говорю, потому что она не просто актриса. Она выше, чем исполнитель. Она это проживает на таком градусе и способна настолько поверить в предлагаемые обстоятельства. У нее так талант — абсолютно поверить в персонажа. Меня сейчас даже про нее спрашивают: «Может она не актриса?» Люди не могут поверить, что она все-таки играет.

Когда после «Тюльпана» мы получили главный приз на фестивале в Токио, председателем жюри был Джон Войт. Он как-то специально позвал Самал и Асхата Кучинчерекова. И он им сказал: «Вы знаете, ваше исполнение — это высшее актерское мастерство. Когда я смотрю, я не могу понять, как это сделано. Что вы актеры, я знаю. Но теряется грань какая-то между исполнением и жизнью. Вы как живые люди, как документальные персонажи».

— «Айка» не была представлена в лонг-листе «Оскара» от России, и поэтому пошла от Казахстана. Можете рассказать, по какому принципе у нас выбирают фильмы, и почему пропустили картину, уже имеющую престижный приз Каннского фестиваля?

— На самом деле, для меня это такая же тайна, как и для вас. Я не знаю, как работает комитет, и даже не знаю, из кого он состоит до конца. Я понимаю, там есть люди, которые имеют отношение к «Оскару». Как там все работает, понятия не имею. Но ко мне никто даже с вопросом не обращался. Просто как будто фильма не существует. Я ни разу не услышал даже намека на то, чтобы просто ознакомиться с картиной, которая была в главном конкурсе Каннского фестиваля в этом году и получила большой приз, — никто вообще вопроса не задавал.

— В итоге «Айка» попала в шорт-лист «Оскара», состоявший из девяти фильмов, но номинации так и не получила. В этом году категория «Лучший фильм на иностранном языке» оказалась очень мощной. Были ли шансы все-таки пробиться в заветную пятерку с такой сильной конкуренцией?

— Вообще эта девятка, по оценкам многих специалистов «Оскара», стала самой сильной за много-много лет. Говорят, чуть ли не за всю историю. Шансы пробиться в пятерку, на мой взгляд, были, потому что все люди, которые смотрели картину, оценивали ее очень высоко — в числе лучших фильмов.

Но надо знать кухню «Оскара» — как проходит голосование, какие там есть этапы и так далее. С какого-то момента очень важно, чтобы картиной плотно занимались в плане промоушена. Фильм надо показывать как можно большему количеству членов Академии, организовывать показы, организовывать дискуссии, публиковать фотографии в профильных журналах, которые читают академики.

То есть постоянно создавать атмосферу присутствия картины. Чтобы люди знали — вот эту ленту надо посмотреть. Сегодня необходим бюджет на промоушен, и как-то надо находить эти средства. Конечно, в основном, сейчас это средства больших компаний.

Шорт-лист этого года представляет собой соревнование больших студий. Куарон («Рома») — это Netfliх, Павликовский («Холодная война») — Amazon, у многих других. У нас была единственная картина без американского дистрибьютора. Наш бюджет в сто раз меньше, чем нужно было, и, как следствие, было мало возможностей. Мы показали максимальному, исходя из наших возможностей, количеству людей фильм, но все равно академиков шесть тысяч. И показать абсолютно всем было очень сложно. По многим оценкам тех, кто ее видел, «Айка» — одна из лучших картин. Но получилось, как получилось.

Новости и материалы
Белла Хадид сменила имидж: «Челка библиотекарши»
Больше половины жителей Германии захотели ухода Шольца после досрочных выборов
Трамп сообщил, что не собирается продавать акции своей соцсети Truth Social
Пара забрала своих детей из школы, чтобы путешествовать с ними по миру
44-летняя Жизель Бюндхен изменила питание: «Жаждет новых блюд»
В украинском городе произошли взрывы
Названо место, на котором должен быть «Спартак» в РПЛ
В ГД призвали не делать исключений для монашества в законопроекте о чайлдфри
Британские полицейские обнаружили фабрику по производству каннабиса рядом с участком
Стажерка московского турагентства обманула клиентов на 1,8 млн рублей
ЕС принял декларацию о повышении конкурентоспособности Европы
Выступление Путина на «Валдае» цитировали десятки зарубежных СМИ
Награжденному медалью участнику СВО отказали в выплате за ранение
Умер генконсул России в Гюмри
На Урале глава родительского комитета высказалась за запрет квадроберов в школах
Принадлежащая Volkswagen и FAW марка Jetta представит новый седан
Фон дер Ляйен предложила закупать СПГ в США вместо РФ
Петербургская школьница получила ожоги из-за вспыхнувшего в ее руках фена
Все новости