В соответствии с ранее утвержденными нормами фильмы без прокатного удостоверения можно было показывать лишь на тех международных смотрах, где предусмотрены жюри и конкурс. При этом продолжительность фестиваля ограничили десятью днями, а каждый фильм разрешили показывать не больше двух раз.
Авторы этих норм стремились предотвратить демонстрацию спорных, скандальных, зачастую односторонне антироссийских фильмов.
Однако на деле поставленными под удар оказались многочисленные ретроспективы, тематические смотры, показы национального кино и другие программы, ставящие своей целью не соревнование, а просвещение. Такие фестивали часто называют «зрительскими».
«Антифестивальные» поправки, принятые под занавес весенней сессии Госдумы, вызвали неприятие киносообщества. Множество безобидных мероприятий оказывались фактически вне закона: кинопоказы в Третьяковской галерее и музее «Гараж», образовательные и просветительские программы.
Возглавив комитет по культуре Госдумы, Ямпольская сразу заявила, что сделает все возможное, чтобы исправить эту ситуацию.
Она собрала на базе комитета рабочую группу, в которую вошли представители Министерства культуры, Администрации президента, прокатчиков, кинотеатров и фестивального движения. В составе этой группы удалось разработать вариант закона, который устроил всех.
Из определения международного кинофестиваля изъяли обязательность жюри и конкурса, максимальный срок смотра увеличили с 10 дней до 15, число показов одного фильма – с двух до пяти. Кроме того, школы и университеты смогут показывать фильмы без «прокатки» в рамках образовательных программ, музеи и выставочные центры - в рамках своей уставной деятельности.
От необходимости получать прокатное удостоверение избавят зарубежное кино, которое показывается на межгосударственных мероприятиях, проводимых в рамках культурного обмена.
«Закон о международных кинофестивалях» или «поправки Ямпольской» — важная победа комитета Госдумы по культуре, который первым пошел навстречу профессиональному сообществу и решил проблему, чуть не отравившую жизнь не только представителям отрасли, но и обычным людям, увлеченным кино.
Именно в этом направлении комитет намерен работать и в дальнейшем. Своей программной задачей Ямпольская заявила снятие искусственных бюрократических барьеров, которые мешают развиваться российской культуре.
Ведь зачастую административные препоны, вроде искусственно суженного определения международного кинофестиваля или, к примеру, драконовских правил возрастной маркировки не несут никакого позитивного смысла.
«У нас есть гигантская проблема — все, что происходит в культуре, называется безликим словом «информация»., — отмечала Ямпольская на заседании комитета. — Художественное произведение гораздо больше, чем информация, но это большее не прописано в законодательстве и не учтено. Удивляюсь, что у нас в Третьяковке не висит маркировка на картинах, а там, простите, обнаженные люди и сцены насилия».
«Все доступно в Сети, но мы почему-то гнобим именно произведения искусства постоянно. Мы видим, что ситуация доведена до абсурда. Нет уважения к художественному творчеству», — заключила она.
Ямпольская уверена, что комитет может и должен создать для художников такие правовые условия, в которых они могли бы думать о творчестве, а не об административных регламентах.
Другая задача Комитета по культуре - наладить диалог между самыми разными акторами российского культурного поля: чиновниками, бизнесом, политиками и, разумеется, творческими людьми, теми, кто, собственно, производит культурные ценности.
Так, закон о фестивалях не был бы возможен, если бы для решения проблемы не объединились заместитель министра культуры Павел Степанов, советник президента по культуре Владимир Толстой, директор кинокомпании «Пионер» Мэри Назари, генеральный директор «Студии ТриТэ» Леонид Верещагин и, конечно же, члены профильного думского комитета.