«Изначально этот конкурс назывался «Литературный след». Идея его проведения была у меня с 2012 года. Ведь этой жизни важно что-то оставить после себя. И основная задача конкурса состоит в том, чтобы дать возможность любому человеку – будь то школьник, домохозяйка, пенсионер или краевед – самореализоваться в творческой сфере. В нынешнем году мы ожидаем более тысячи заявок», — рассказала президент Фонда «Живая классика», автор и руководитель конкурса Марина Смирнова.
По ее словам, организаторы конкурса предложили всем жителям региона создать у себя в регионах проекты арт-объектов, памятников, связанных с литературой – увековечить память писателей в тех местах, мало знакомых в столице, но ценных с точки зрения культурной жизни каждого региона.
«Этот проект ориентирован, прежде всего, на небольшие города – те, в которых нужно развивать культурную среду.
И вот с 2015 года нам удалось установить четыре артобъекта, и все эти четыре памятника как-то повлияли на развитие территории. А в этом году мы поняли, что речь может идти не только о литературе. Также пришло понимание, что первоисточником артобъекта может быть не только человек. Ведь может так оказаться, у того или иного места есть своя мифология, достойная отражения и популяризации. Поэтому мы хотим, чтобы в этом году в проекте приняла участие вся страна», — детализировала член оргкомитета.
Она пояснила, что для подачи заявки через сайт конкурса нужно просто описать свою идею — прием заявок будет продолжаться до марта месяца. После этого эксперты выберут идеи для реализации. Основные критерии отбора – оригинальность идеи, ее уместность – чтобы было целесообразно создавать этот проект именно в этом месте, и чтобы идея вообще была реализуема.
«Культурный след» — это возможность самореализации для каждого человека, где бы он ни жил. Каждому из нас хочется оставить после себя что-то великое, след, который оценят потомки, но мало кто понимает, как это сделать. Проект «Культурный след» дает возможность создавать и развивать культурную среду, меняя внешний вид и атмосферу городов», — резюмировала Смирнова.
Для участия в конкурсе нужно подать заявку на сайте проекта культслед.рф и в случае победы оставить свой след в истории и на карте страны.
Экспертный совет, в который входят известные деятели культуры, общественные деятели, культурологи, архитекторы, урбанисты, историки, оценят присланные на конкурс работы и выберут 5 проектов, которые будут в течение года реализованы профессиональными художниками на конкурсной основе. В этом году организаторы конкурса получили президентский грант, что и дало возможность запустить проект в более масштабном варианте. Министерство культуры РФ также выразило заинтересованность в сотрудничестве с проектом.
Заместитель генерального директора РОСИЗО Вера Лагутенкова подтвердила, что участие в этом конкурсе – хороший старт для возможной карьеры начинающих авторов.
«Вы выпускаетесь из института, у вас много идей, например, по скульптурам, но получить большие заказы не очень маститым мастерам не так-то просто. А здесь возможность громко заявить о себе на всероссийском уровне», — сказала она.
«Мне кажется, если мы говорим об эффективных решениях – то очень важно, когда проект имеет множество бенефициаров, то бишь, аудитории, чьи интересы эта идея реализует, — пояснил, в свою очередь, директор ФГБУ «Центр поддержки молодёжных творческих инициатив» Сергей Першин. — Во-первых, речь идет о начинающих деятелях культуры и искусства, которые участием в данном конкурсе могут пополнить свое портфолио, расширить свой бэкграунд, получить дополнительный опыт. Также тут учитываются интересы общественности, которая получает ту или иную территорию с артобъектом. Тем самым помимо эстетической ценности тут для самой территории появляется еще один фактор развития, например – туристического».
Как заметил первый вице-президент «Управляющей компании «Просвещение» Михаил Кожевников,
внутренний туризм – также является одной из целей конкурса, и это фактор создается и развивается из простых вещей.
«Допустим, создается поэтический фестиваль в Мончегорске. Посещающие его люди создают траффик – если говорить языком бизнеса. Это ведет к развитию на данной территории развития ремесел, других видов предпринимательства. И вот такая привлекательность каждого проекта будет в том числе одним из критериев их отбора», — сообщил он
По мнению актера, члена Экспертного совета конкурса Михаила Полицеймако, Россия должна возобновлять уходящую в прошлые века традицию чтения стихов на улицах.
«Расскажу на примере трехметровой табуретки с одной из ножек в виде античной колонны, которую поставили в Мончегорске для выступления поэтов. Ведь табуретка – это первая сцена в жизни каждого поэта. Там сейчас уже проходят большие творческие фестивали. Зачем это все делается? Людям дают читать стихи – это очень давняя традиция. Маяковский выходил на улицу и читал стихи – только потому, что у него был порыв», — подчеркнул актер.
При этом он указал на творческую составляющую деятельности современных детей, которая порой просто не находит выхода.
«Сейчас дети принимают не все, что предлагается преподавателями, и это правильно. Например, я видел, как в одном ДК детям предлагали сделать инсталляцию «пирожок», как они это называли, — надеть лосину и показать акробатическую фигуру. Естественно, дети отказывались это делать. Им ведь хочется создавать и показывать что-то свое – стихи, рисунки, песни, декламировать стихи любимых авторов. И здесь у участников «Культурного следа» появляется такая же возможность – быть услышанным», — рассказал Полицеймако.