Собака-грибник
Не все знают, что в охоте на трюфели — главный деликатес Северной Италии — давно используют не свиней, а собак. Причин множество: свиньи быстрее устают, сложнее поддаются дрессировке и вдобавок сами слишком любят ароматные грибы, чтобы добровольно делиться ими с хозяином.
Заводчики уверены: обучить поиску трюфелей можно любую собаку с развитым охотничьим инстинктом, например таксу, — но зачем, если для трекинга по осенним пригоркам Пьемонта существует специальная порода? Называется она лаготто-романьоло, что в переводе с итальянского значит что-то вроде «озерной собаки из провинции Романья».
Именно в этом регионе вывели веселых курчавых псов с отличным чутьем — для водной охоты.
Лаготто, хорошо защищенные от холода жесткой и плотно прилегающей к телу шерстью, веками доставали уток из ледяной воды, но к XIX столетию мелкие торфяные озера были высушены, и собаки остались не у дел.
Впрочем, ненадолго: пьемонтцы принялись дрессировать озерных собак на поиск трюфелей и замечательно в этом преуспели. Сегодня лаготто-романьоло считается лучшим «грибником» среди всех пород, способным обнаружить трюфель на глубине 80 см. Чтобы вырастить из щенка охотничью собаку, потребуется около трех лет ежедневных тренировок.
Собака-пастух
Профессию пастуха собаки освоили одной из первых: большие и умные псы охраняли и сопровождали стада еще в Древнем Риме. Благодаря воинственно настроенной империи собаки вместе с армией попали через Альпы в Германию, став предками главной пастушьей породы всех времен — немецкой овчарки.
Впрочем, сегодня чабанами трудится множество разных собак, от бразильских терьеров до греческих алопекисов: в пастушьей профессии не так важна порода, как характер — отважный, преданный и выносливый.
В кинофраншизе «Белль и Себастьян», например, пастухом работает пиренейская горная собака — представительница древнего собачьего рода, выведенного во Франции для перегона и охраны овец от крупных хищников. Белокурая Белль действительно не малютка: 80 см в холке — настоящий собачий медведь, как ее в фильме и называют.
Собака-полицейский
Помните фильм «К-9: Собачья работа» про полицейского Майкла Дули, которому дают в напарники овчарку по кличке Джерри Ли? Возможно, сюжет этой ностальгической комедии местами хромает, но в его основе лежат реальные обстоятельства: кинологический отдел полиции существует и действительно называется K-9 — просто потому, что английская фонетическая транскрипция шифра похожа на слово canine, «собачий».
Первые четырехлапые полицейские появились в 1899 году: инспектору в бельгийском Генте пришла мысль укреплять ночные посты городовых служебными собаками — тогда это были бельгийские овчарки с широким профилем работы. Сегодня, однако, полицейскую собаку обучают чему-то одному, специализированному — поиску наркотиков, розыску людей, работе с уликами и так далее.
Как и обычные полицейские, собаки K-9 имеют значки, работают по сменам, получают ежегодный отпуск и выходят на пенсию — обычно после 7–8 лет службы. Для доставки мохнатых «нюхачей» к месту происшествия кинологи используют специальные фургоны с кондиционером и особенной амуницией, от бронежилета до ветеринарной аптечки.
Собака-терапевт
Положительный эффект собак на людей с хрупким здоровьем был отмечен давно: впервые «лечебные» животные — собаки, кошки, кролики и голуби — заступили на службу еще в 1792 году в английской больнице для душевнобольных в графстве Йорк.
Во время Второй мировой войны французские врачи и медсестры разрешали местным собакам находиться в госпитале и даже заглядывать в палаты, чтобы отвлечь раненых от боли и тяжелых мыслей.
Но устоявшаяся концепция канистерапии (от латинского canis, «собака») была сформулирована лишь в 1960-х годах: нью-йоркский детский психиатр Борис Левинсон обнаружил, что один из пациентов, замкнутый мальчик с аутизмом, живо заинтересовался его голден-ретривером, любившим спать на полу в приемной.
Вдохновленный доктор взял собаку себе в «напарники» и спустя несколько лет ежедневной практики написал два научных труда о пользе канистерапии в лечении детей с особенностями развития.
С тех пор этот метод получил широкое распространение как в США, так и в Европе: специально обученные собаки-терапевты лечат своей любовью особенных детей, жителей домов престарелых, участников программы АА и других людей, которые нуждаются в тепле и безусловном принятии.
Собака — спасатель на воде
Известный английский художник Эдвин Ландсир в 1831 году написал великолепный портрет «Достойный член гуманного общества», разошедшийся по всей Европе огромными тиражами в репродукциях. Особенность картины заключалась в том, что на ней была изображена собака — ньюфаундленд по кличке Боб, который жил на берегу Темзы и за свою собачью жизнь вытащил из воды 23 человека.
Действительно, именно ньюфаундленд, или водолаз, считается лучшей породой для спасения утопающих: благодаря своим физическим данным — выносливости, особому строению ушей, большим перепонкам между пальцев и маленьким, глубоко посаженным глазам — эта собака может проплывать до двадцати километров в холодной воде и нырять на глубину до 30 м.
Сегодня ньюфаундленды работают в береговой охране многих стран — в Италии, например, вдоль побережья дежурит более 300 собак, обученных прыгать в воду с катера или даже с вертолета. Но самая известная собака-спасатель работала на пляже Сеннен в британском графстве Корнуолл: про ньюфаундленда Бильбо, спасшего нескольких людей, Би-би-си сняла документальный фильм.