«Битлджус» (1988)
Начало творческого пути Бертона проходило в студии Уолта Диснея, где Тим был дизайнером персонажей, а затем аниматором. Работа в корпорации ему откровенно не нравилась (позднее он сравнивал ее со службой в армии), однако, даже уйдя из Disney и уже добившись статуса большого режиссера, мультипликатором Бертон быть не перестал — в большинстве его произведений отголоски «мультяшного» прошлого видны невооруженным взглядом. И особенно сильно это заметно в «Битлджусе», первой по-настоящему крупной работе кинематографиста.
Картина, в которой снялись Алек Болдуин, Джина Дэвис, Вайнона Райдер и, конечно же, Майкл Китон, рассказывает о семейной чете Мейтленд, погибающей в автокатастрофе, превращающейся в призраков и вынужденной с горечью наблюдать, как в их любимый дом заселяется пара из Нью-Йорка.
С целью изгнать чужаков призраки нанимают профессионала — «специалиста в экзорцизме живых» по имени Битлджус.
Лента уникальна тем, что даже спустя 30 лет после премьеры она не выглядит глупой, дешевой и откровенно устаревшей — с «фильмами детства» подобное, как известно, нередко случается. А уж местные шутки и вовсе кажутся едва ли не эталонным: юмор тут и черный, и массовый, и действительно смешной.
«Бэтмен» (1989)
«Бэтмен» Бертона — абсолютная классика жанра и настоящая сенсация своего времени. Это сейчас фанаты комиксов должны едва ли не жить в кинотеатре, чтобы поспевать за всеми тематическими новинками, а в конце 80-х качественное супергеройское кино было чем-то из ряда вон.
Получив в своем распоряжение гениальный актерский состав (Китон, Джек Николсон и Ким Бейсингер), режиссер каким-то образом сумел не просто экранизировать хитовую историю о Брюсе Уэйне, но еще и не изменить себе — этот «Бэтмен» ни с чем не спутать именно из-за бертоновской мрачной сказочности и характерной для кинематографиста картинки. Фильм имел огромный коммерческий успех, удостоился «Оскара» за декорации, а уже в 2015-м косвенно победил на премии еще несколько раз — создатель «Бердмэна» Алехандро Гонсалес Иньярриту должен был выслать Бертону как минимум половину одной из статуэток за возможность наполнить драму чудесными отсылками.
«Эдвард руки-ножницы» (1990)
Первая совместная работа Бертона и Джонни Деппа, главного актера в карьере кинематографиста (тезис работает и в обратную сторону).
История о существе с огромными ножницами вместо рук — это идеальная во всех смыслах сказка, одновременно и ни на что не похожая, и отвечающая всем канонам жанра.
Фильм, учитывая по-настоящему страшные внешние характеристики его главного персонажа, имел бы все шансы стать ужастиком для категории «18+», однако в волшебных руках Бертона превратился в произведение, обязательное к просмотру всем детям земли, ведь у этого кино точно есть душа. А еще это последняя роль культового актера Винсента Прайса, кумира юности режиссера — параллельно со съемками «Эдварда руки-ножницы» Бертон работал над документальной лентой «Разговоры с Винсентом», но из-за смерти Прайса она так и осталась незавершенной.
«Эд Вуд» (1994)
Комедийная драма о жизни одного из самых одиозных (и худших) режиссеров Голливуда, снятая по биографической книге Рудольфа Грея «Кошмар экстаза», откровенно провалилась в прокате, однако пришлась по душе многим критикам и ценителям авторского кино. Это тот нечастый случай, когда картина, не зарабатывающая в кинотеатрах и трети собственного бюджета, гремит на «Оскаре» — у «Эда Вуда» сразу две статуэтки.
Приятная глазу черно-белая картинка, тончайшие детали жизни индустрии 50-х годов и яркие исполнители ведущих ролей (Депп, Мартин Ландау, Билл Мюррей и Сара Джессика Паркер, еще ни разу не Кэрри Брэдшоу) создают эффект полного погружения в то время и заставляют сопереживать главному герою: непонятому бездарю, очень сильно любившему кино.
«Сонная лощина» (1999)
«Сонная лощина», вольная адаптация романа Вашингтона Ирвинга о терроризирующем людей всаднике без головы — это одно из самых минорных произведений Бертона.
Здесь практически нет кривляний персонажей и классического юмора режиссера, зато хоть отбавляй по-сказочному гнетущей атмосферы печали и всеобщего ужаса.
Согласно доброй традиции, фильм буквально пышет громкими именами — все тот же Депп, молодая красавица Кристина Риччи и Кристофер Уокен. Последний, к слову, сыграл в готической истории абсолютно бесплатно: просто чтобы сняться у гениального кинематографиста.
«Крупная рыба» (2003)
Пожалуй, самая светлая и теплая работа режиссера, настоящее семейное кино в лучшем смысле слова, после которой более-менее все захотят быть чуточку добрее.
Это очередная великолепная сказка за авторством Бертона, однако в отличие от многих других его фильмов она — несмотря на обилие характерных для жанра персонажей — очень легко сопоставляется с реальностью, что делает ленту еще более уникальной и созидательной.
«Крупная рыба», к слову — первая картина из списка с участием Хелены Бонем Картер, на данный момент уже бывшей супруги Тима, с которой он прожил в браке почти 15 лет.
«Труп невесты» (2005)
Здесь вполне бы мог оказаться не «Труп невесты», а уж точно не менее гениальный «Кошмар перед Рождеством», однако в оном Бертон, будучи автором сценария, был вынужден уступить режиссерское кресло из-за плотного графика, тем самым недодав произведению частичку себя.
В 2005-м, к счастью, кинематографист все-таки сумел выделить время для мультфильма о жизни и смерти — и сделал из него очередной шедевр. Помимо превосходной анимации, произведение (по классике Бертона) поражает легко уживающимися в кадре противоречиями: радость и грустью, надеждой и тоской, добрыми мертвецами и злыми людьми. Нельзя не отметить и то, что «Труп невесты» стал первым в истории фильмом, созданным с помощью цифровой фотокамеры.