Премьера четырехсерийного фильма «Щит и меч» состоялась 19 августа 1968 года. Непохожий на многие ходульные фильмы о войне сталинской эпохи, «Щит и Меч» окажется последним военным фильмом, снятым на излете уходящей оттепели, которая закончилась вводом войск в Чехословакию. Совсем не героическим и не похожим на «Штирлица» выглядит Станислав Любшин, уже хорошо известный зрителю по театральным работам в «Современнике» и Театре на Таганке.
Режиссер Михаил Хуциев позже вспоминал в интервью, что Любшин «не понравился» ему в этой роли.
«Любшин же — русский человек, если надеть на него мундир эсэсовца, тут что-то не складывается»,
— говорил Хуциев.
Противоположность герою Любшина — красавец Генрих Шварцкопф в исполнении Олега Янковского. Это первая роль знаменитого актера в кино, и после нее мемом того времени станут слова: «Генрих, мой мальчик», которые каждый раз произносит его влиятельный в рейхе дядя — Вилли. В «Щите и мече» нет обаятельных врагов, таких как Мюллер-Броневой, но нет здесь и карикатурных немцев, которых до этого в советском кино было немало.
«Щит и меч» — первый многосерийный фильм актера и режиссера Владимира Басова. В нем он исполнит и эпизодическую роль куратора Вайса, который фигурирует в картине под странной фамилией «Бруно». Режиссеру удалось собрать лучших советских актеров: Аллу Демидову, Георгия Мартынюка, Юозаса Будрайтиса, Валентина Смирницкого.
Литературной основой стал одноименный роман обласканного советской властью писателя Вадима Кожевникова. Как вспоминала его дочь, Кожевников вначале хотел написать роман про советского разведчика Рудольфа Абеля, работавшего в США, однако взял за основу другого персонажа — Александра Святогора, работавшего в немецком тылу. Зрители восприняли картину на ура — фильм в общей сложности посмотрели более 135 миллионов человек. В этом же году самый массовый журнал о кино «Советский экран» назовет Любшина «актером года».
Правда, критики нашли в нем немало недостатков и ругали исполнителя главной роли Станислава Любшина.
«Драматургия фильма «Щит и меч», предусматривая в центре сюжета героя, не предусматривает ничего, что раскрывало бы или вытекало бы из особенностей его характера. Вайс-Белов — герой-функция, но не герой-личность», — писал позже журнал «Вопросы Киноискусства».
Несмотря на критические отзывы, Басову удалось снять фильм без привычных идеологических штампов. В нем отображена судьба человека, противостоящего не только нацизму, но и самому себе в «предлагаемых обстоятельствах». Белов-Вайс живет двойной жизнью. Он обаятелен, ведет умные разговоры с начальством, учтиво беседует с дамами, собирая важную информацию о нацистских лагерях и следуя главному принципу: «Без права быть собой». Друг Генрих обожает его и начинает помогать ему не из-за любви к советской власти, а увидев находящихся в концлагере детей.
Поездка Вайса-Белова в концлагерь — одна из самых драматических сцен фильма. Оба наблюдают, как напуганные дети, которых сопровождающие их офицеры угостили шоколадом, ложатся на землю, так как думают, что конфеты отравлены и они скоро умрут.
Вайс спасает детей, выходит на связь с партизанами, но кажется, что все это дается ему легко, он шутит, улыбается, «троллит» Генриха, лихо водит роскошную машину и немного флиртует с секретаршей одного из видных нацистов Фрау Ангеликой. Да, в советском кино «секса не было», однако момент, когда фрау в исполнении неземной Аллы Демидовой бежит за Вайсом, чтобы передать ему пачку дорогих сигарет от шефа, говорит больше, чем любая постельная сцена.
Заканчивается фильм тоже необычно для советского героического кино, и в этом конце чувствуется определенный символизм. Выполнив задание, Белов просыпается в больнице на своей территории и, одетый в больничный халат, идет, не разбирая дороги куда-то к шоссе: «Мне за линию фронта надо», — говорит он, как в полубреду, одному из офицеров. «Нет ни линии, ни фронта», — отвечает тот.
Война закончилась, настал мир, и можно идти по улице в нелепом халате. Да, не всем, но ему можно.
Роль Вайса-Белова стала для Любшина звездной, но сам актер рассказывал, что после нее ему стали предлагать похожие роли.
«Разведчики, офицеры. А это конец всему. Я понимаю, что мне надо как-то опрокинуть о себе представление — я не герой, а характерный актер, могу разные роли играть. И я все отказывался и ждал чего-то другого», — вспоминал артист. Любшин дождался не менее звездных ролей, сыграв в картине «Пять вечеров» вместе с Людмилой Гурченко, а через многие годы — инженера дядю Вову в «Кин-Дза-Дза» Георгия Данелии.
Как рассказывал самому Любшину президент России Владимир Путин, фильм «Щит и меч» произвел на него огромное впечатление. В одном из интервью он признавался, что картина повлияла на желание пойти в разведку. Известно, что главе государства нравится и песня к фильму » С чего начинается родина», которую исполняет в фильме Марк Бернес.
Путин спел ее в 2010 году, когда встречался с высланными из США российскими разведчиками, а мелодию иногда наигрывал на пианино. Что именно привлекло Путина в образе главного героя в то время, сегодня трудно понять, однако фильм посмотрело немало западных исследователей. Один из них — обозреватель издания The New York Times Стивен Ли Майерс, который упоминает об этом в своей биографии российского президента.
Кстати, названия всех четырех серий звучат почти как этапы пути мирового политика: «Без права быть собой», «Приказано выжить…», «Обжалованию не подлежит» и «Последний рубеж».