В Детройте, штат Мичиган, умерла легендарная американская соул-исполнительница Арета Франклин. «Королева соула» скончалась на 77-м году жизни от онкологического заболевания. Три дня назад Франклин уже «попрощалась» с близкими.
Выдающейся певице диагностировали рак еще в 2010 году. Однако заметное ухудшение здоровья артистки произошло около года назад. В то же время она стала куда реже появляться на публике: последнее выступление певицы датировано ноябрем 2017-го, когда она приняла участие в мероприятии фонда по борьбе со СПИДом, организованного Элтоном Джоном.
В феврале 2017 года «королева соула» официально объявила об окончании музыкальной карьеры.
«Должна сказать вам, в этом году я ухожу на пенсию», — заявила исполнительница, пояснив, что хочет больше времени проводить с внуками.
Арета Франклин, одна из величайших соул-исполнительниц в истории музыки и завсегдатай плейлистов экс-президента США Барака Обамы, родилась 25 марта 1942 года в Мемфисе, штат Теннесси, однако ее детство прошло в Детройте. Ее отец был священником, и, как следствие, уже с ранних лет Арета начала активно петь в церковном хоре вместе со своими сестрами.
Невероятный талант певицы был раскрыт еще задолго до совершеннолетия: сделанные в 14-летнем возрасте записи вокала Франклин заинтересовали сначала легендарный детройтский лейбл Motown, а затем и многие другие студии по всей стране. В итоге благодаря агенту Джону Хэммонду девушка подписала контракт с гигантом индустрии Columbia Records, сумевшим перехватить будущую звезду у конкурентов в самый последний момент.
Впрочем, большого счастья сотрудничество с этой организацией самой Арете не принесло: период работы в Columbia Records нередко называется поклонниками певицы «периодом упущенных возможностей», настолько незримыми темпами тогда развивалась ее карьера, и качество записей певицы было неровным.
Прорывом для певицы стало знакомство с продюсером Джерри Уэкслером — под его чутким контролем артистка перешла на лейбл Atlantic Records, где ее карьера тут же пошла на взлет.
Он смог разглядеть в ней те самые характерные ноты «соула», которые стали узнаваемы по всей Америке. С 1967 по 1968 год произошло восхождение Франклин на музыкальный олимп. Она превратилась из малоизвестной широкой аудитории певицы в настоящего лидера всевозможных престижных чартов, а ее кавер на песню Отиса Реддинга «Respect» стал суперхитом в США. Популярность композиции и ее текст были настолько велики, что она быстро стала неофициальным гимном феминистского движения. В 1968 году Франклин получила свою первую награду «Грэмми».
В кратчайшие сроки Арета достигла статуса живой легенды американской музыки и стала фактически одним из главных олицетворений афроамериканского населения страны.
В 1968-м она стала второй афроамериканкой, попавшей на обложку Time, после теннисистки Алтеи Гибсон.
С 1970 по 1972 годы она записала альбомы, которые до сих пор считаются эталонными в жанрах соул и госпел.
Основной проблемой Франклин было отсутствие достойного оригинального репертуара, так как она так и не смогла подолгу сотрудничать ни с одним композитором, что и привело к заметному спаду ее карьеры в середине 70-х годов.
В 1976-м Арета покинула Atlantic Records и стала работать с лейблом известного продюсера Клайва Дэвиса. Сотрудничество с Дэвисом запустило новый виток в карьере певицы. Она стала больше обращаться к сверхпопулярному в те годы фанку и использовать более современные аранжировки.
Франклин удалось добиться в музыке небывалых высот и навсегда войти в историю, оставшись актуальной на многие поколения вперед. В 2005 году ей торжественно вручили Президентскую медаль Свободы — одну из двух высших наград Америки для гражданских лиц. В 2008 году журнал Rolling Stone назвал ее величайшей певицей в истории.
Франклин — обладательница 17 регулярных и трех специальных наград «Грэмми».
Проблемы со здоровьем начались у певицы еще в 80-х, когда звезда отчаянно боролась то с алкоголизмом, то с лишним весом, то бросала курить. В 2010 году ей диагностировали рак поджелудочной железы, и певица перенесла успешную операцию, после которой болезнь перешла в стадию ремиссии.
Арете Франклин принадлежат слова, которые олицетворяют всю ее музыкальную карьеру:
«Если песня написана о чем-то, что я сама пережила, или могла бы пережить, то для меня она подходит. Но если я не могу понять ее смысл, то она становится для меня чужой, и я не могу вдохнуть в нее жизнь. Это и есть суть соула».