Вечером 14 августа в Москве ушел из жизни легендарный советский и российский писатель Эдуард Успенский, подаривший миру целый ряд культовых детских персонажей: Крокодила Гену и Чебурашку, Дядю Федора и кота Матроскина, детективов Колобков и Рыжего, рыжего, конопатого. О смерти Успенского, в декабре отметившего свой 80-летний юбилей, сообщила его дочь Ирина.
«К сожалению, Эдуард Николаевич скончался. Увы», — сказала она.
В последние годы писатель сражался с тяжелым заболеванием: у сценариста советской мультипликации обнаружили злокачественное новообразование. 9 августа в СМИ появилась информация, что Успенский, будучи у себя дома, потерял сознание и ему понадобилась неотложная медицинская помощь.
«Скорая помощь выезжала к писателю Успенскому. Он потерял сознание у себя дома», — цитирует осведомленного источника ТАСС.
Немногим позднее смерть создателя «Трое из Простоквашино» в результате рака подтвердил российский композитор Григорий Гладков.
«Да, Эдуард Успенский скончался в своем доме от рака. Он долго от него лечился в Баден-Бадене. Это очень печально»,
— передает слова Гладкова агентство городских новостей «Москва».
Кончина автора великих произведений, на которых выросло не одно поколение, по-настоящему шокировала Россию — несмотря на то,что трагическая новость пришла уже практически в ночь на 15 августа по московскому времени, Сеть за считанные часы оказалась буквально переполненной словами соболезнования в связи со смертью Эдуарда Николаевича.
Не остались в стороне и люди публичные. Георгий Урушадзе, директор Центра поддержки отечественной словесности, комментируя уход из жизни писателя, выразил мнение, что произведения и герои Успенского прочно вошли в культурный код страны.
«Тексты Эдуарда Николаевича и его герои вошли в наш культурный код. Только выдающихся деятелей искусства называют «живой классик». Жалко, что теперь от эпитета останется просто «классик»,
— заявил он.
По словам Урушадзе, Эдуард Николаевич был любимым писателем детей на протяжении нескольких десятков лет, общаясь на понятном языке и с ребятишками, и со взрослыми.
«Не каждому удается «царить» в литературе — тем более в детской — так долго и продолжать активно работать, вставать на защиту авторских прав», — заключил директор.
В свою очередь российский журналист и писатель Шамиль Идиатуллин подчеркнул, что со смертью Успенского осиротели как читатели, так и вся писательская среда.
«Успенский был фигурой мировой величины с очень разнообразным, веселым и дерзким талантом. Он подарил человечеству Чебурашку с Крокодилом Геной, Матроскина, братьев Пилотов, Веру и Анфису, Собаку, а может быть, корову, и еще очень многих бессмертных героев. Он умел писать для детей как для взрослых, только лучше, — сказал он. — Сегодня все мы — и писатели, и читатели, просто люди, выросшие на неправильных бутербродах и песенке про одну простую сказку — немножко осиротели».
Как отметил актер Александр Панкратов-Черный, смерть Успенского нельзя назвать потерей исключительно для детей — по мнению артиста, это потеря всего детства.
«Это колоссальная потеря не только для детей... Мне кажется, это потеря детства. С его уходом детства стало меньше»,
— приводит его слова РЕН ТВ.
Поэт Сергей Махотин, говоря с журналистами о наследии Эдуарда Николаевича, отметил, что его произведения будут еще долго переиздаваться.
«Это огромная потеря не только для детской литературы, но и для всего литературного процесса, потому что Эдуард Николаевич Успенский занимал очень заметное место в нем, — подчеркнул поэт. — Я уверен, они будут переиздаваться, как книги Корнея Ивановича Чуковского, Астрид Линдгрен, потому что это уже классика нашей детской литературы. И не только русской детской литературы, но и мировой.
В Москве в ближайшее время может появиться памятник Успенскому. Об этом заявил председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов.
«Да, конечно, памятник Успенскому может появиться в Москве, он достоин этого. Если поступит такое предложение, профильная комиссия, конечно, рассмотрит такое предложение», — отметил Герасимов.