Прославленный советский и российский режиссер Валерий Усков перенес тяжелую операцию в одном из московских госпиталей. Как рассказала супруга 85-летнего кинематографиста Наталья Челобова, в процессе хирургического вмешательства возникли определенные сложности.
«Это такая сложная была операция. Еще впереди отход от наркоза, говорить какие-то определенные вещи еще рано. Но закончилось вроде бы все благополучно, слава богу. При этом врач, который это делал, говорил, что возникли определенные проблемы. Будем ждать, надеяться, молиться», — сообщила жена Ускова.
По словам Натальи, операция проводилась на сонной артерии. В данный момент режиссер по-прежнему находится в реанимации.
Валерий Иванович родился в апреле 1933 года в Свердловске. Окончив факультет журналистики Уральского государственного университета имени Горького, Усков вскоре устроился на должность ассистентом режиссера Свердловской киностудии. Уже в конце 50-х он стал постановщиком на местном телевидении, а также добился поста режиссера в самой киностудии. Немногим позднее Валерий Иванович стал выпускником ВГИКа, и почти сразу же его приняли в «Мосфильм».
Его первой большой картиной была лента «Самый медленный поезд», увидевшая свет в 1963 году, тогда как дебютом кинематографиста принято считать документальную короткометражку «Тени на тротуарах» (1960).
Примечательно, что в качестве режиссера данного фильма выступил и Владимир Краснопольский, троюродный брат и одногодка Валерия Ивановича — и с тех пор родственники сняли более тридцати совместных работ,
в том числе и комедийную драму «Ночные забавы» с Ириной Алферовой и Евгением Евстигнеевым в главных ролях, многосерийный фильм «Тени исчезают в полдень», подверженный жесточайшей цензуре, а также полюбившийся зрителям сериал «Вечный зов», созданный по мотивам одноименного романа Анатолия Иванова.
Не отошли партнеры от кинопроизводства уже и после распада СССР — напротив, Краснопольский и Усков стали трудиться еще плодовитее, едва ли не ежегодно выпуская на ТВ различного рода многосерийные картины, среди которых наиболее высоких оценок были удостоены «Ермак» (и по сей день считается лучшей ролью Никиты Джигурды), «Подари мне жизнь» и, наконец, «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время». Любопытно, что первые раздельные работы Ускова и Краснопольского были представлены лишь два года назад: Валерий Иванович выступил режиссером сольного проекта под названием «Всем всего хорошего», тогда как его бессменный напарник снял сериал «Экспроприатор».
Сам Валерий Иванович неоднократно рассказывал, что знает своего партнера по кинематографу еще с младенчества — причем сотрудничать в области режиссеры братья начали едва ли не со школьной скамьи.
«Мы вместе со дня рождения. Рядом стояли наши коляски, потом вместе были в детском саду, сидели на одной парте в школе... В детском саду у нас был кукольный театр. Мы строили декорации и шили костюмы. Ставили «Остров сокровищ», замахнулись на «Двух веронцев» Шекспира», — говорил Усков в одном из своих интервью.
Он также признавался, что не может выделить среди своих работ лучшую, так как очень трепетно относится к своим картинам — будто это его дети: «Мы каждый [фильм] делали с полной отдачей. Только этим живем. Картины — мои дети, как я могу выбирать?»
За время своей продолжительной режиссерской карьеры Валерий Иванович был удостоен целого ряда кинематографистских наград — за «Вечный зов» они с Краснопольским получили Государственную премию СССР, а за фильм «Отец и сын» стали лауреатами премии Ленинского комсомола. Также в 1978 году Ускова сделали Заслуженным деятелем искусств РСФСР, а в апреле 2013-го ему вручили орден «За заслуги перед Отечеством» III степени», отметив вклад режиссера в развитие отечественного кинематографического искусства и его многолетнюю творческую деятельность.