Сегодня азиатское кино представляет собой передовую индустрию, и картины режиссеров из Юго-Восточной Азии по определению вызывают большой интерес. В этом году Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля получил японский фильм «Магазинные воришки». Там же южнокорейская лента «Пылающий» получила самые высокие оценки от кинокритиков. Но не всегда азиатское кино было на слуху, и за исключением таких выдающихся деятелей, как, например, Акира Куросава, широкий зритель мало представлял, что снимают в этой части планеты.
Китаец Вонг Карвай стал одним из популяризаторов азиатского кинематографа и уже с самого начала 90-х годов завоевывал мировое признание. Это произошло во многом благодаря тому, что, будучи уроженцем Шанхая, он снимал почти все свои фильмы в Гонконге. «Газета.Ru» выбрала пять фильмов Вонг Карвая, обязательных для просмотра всем любителям кино.
«Дикие дни» (1990)
Второй полнометражный фильм Карвая «Дикие дни» все еще сохранил в себе элементы популярного в Гонконге жанра криминального кино о триадах, но режиссер уже смог почти полностью раскрыться в качестве одного из самых лиричных и романтичных постановщиков в мире.
Картина рассказывает о человеке, который находится в конфликте с прошлым. Старая китайская культура замещается новыми веяниями — так и жизнь А Фэя представляет собой постоянный внутренний спор. В какой-то момент он решает повести себя абсолютно по-новому А Фэй избегает привязанностей, не проявляет излишних эмоций и старается как можно меньше сближаться с людьми.
«Чунгкинский экспресс» (1994)
Настоящий прорыв Вонг Карвая в мире. Квентин Тарантино даже создал специальную дистрибьюторскую фирму, чтобы продвигать картину в США. Это безусловный шедевр мастера, который, по странному стечению обстоятельств, не получил ни одного большого приза в Европе.
Здесь Карвай начинает использовать свой излюбленный прием параллельного повествования. В центре сюжета — два полицейских, которых захватывают совершенно разные отношения с разными женщинами. Один из них с жетоном №223 сталкивается со своей бывшей информаторшей, другой — №633 — становится объектом чувств официантки, которая завладевает дубликатом ключей от его квартиры и втайне ее посещает в его отсутствие.
В этом фильме впервые сыграл главную роль любимый актер режиссера Тони Люн Чу Вай. Впоследствии Люн станет главным действующим лицом во всех громких фильмах Карвая.
«Счастливы вместе» (1997)
Первый европейский успех китайца. За картину «Счастливы вместе» Карвай получил приз Каннского фестиваля за лучшую режиссуру и стал самым известным азиатским постановщиком в те годы. После фильма во всем мире стали следить за Гонконгом с Джонни То, Южной Кореей с Ким Ки Дуком и Японией с Такеши Китано.
Главную роль в картине снова сыграл Тони Люн. Это первая чистая мелодрама Карвая без примеси полицейских историй. Лента буквально взорвала Азию и Китай в частности, так как режиссер обратился к теме однополой любви. Фильм рассказывает о влюбленных, которые отправились в далекое путешествие в Аргентину, но во время поездки что-то между ними ломается.
«Любовное настроение» (2000)
Возможно, самый знаменитый фильм Карвая в его карьере. Он сказочен во всех своих проявлениях, и иногда кажется, что лучше снимать просто невозможно. Карвай создает умопомрачительные кадры, использует прием Питера Гринуэя в фильме «Повар, вор, его жена и ее любовник», когда цвет наряда героини меняется в зависимости от цветовой гаммы помещения, в котором она находится. Карвай здесь показывает едва ли не самую красивую, бескорыстную и преданную любовь, которая только может быть между мужчиной и женщиной. Тони Люн получил приз Каннского фестиваля за лучшую мужскую роль, а фильм был награжден техническим призом.
События в картине разворачиваются в 60-е годы прошлого века. В одном доме проживают две супружеские пары, и главные герои в продолжительное отсутствие своих половин влюбляются друг в друга. Примечательно, что Карвай не показывает мужа и жену любовников, но они постоянно и незримо присутствуют в течение всего повествования. Любовь Чоу и Су волнительна, страстна и скоротечна. Обстоятельства разлучают их, но герои навсегда запоминают самые счастливые мгновения своих жизней.
«2046» (2004)
Хотя «2046» и вышел через четыре года после «Любовного настроения», Карвай снимал их почти одновременно. Возможно, именно поэтому «2046» выглядит как его смысловое продолжение. Впрочем, и сам режиссер не скрывает этого, делая легкие отсылки к своей предыдущей картине. Фильм был номинирован на Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, а главную роль в нем сыграл вездесущий Тони Люн. Одного из женских героинь воплотила на экране умопомрачительная Чжан Цзыи.
Это полуфантастическая, полусказочная притча о писателе, пишущем книгу о поезде, который время от времени отправляется в 2046 год. Пассажиры поезда почему-то именно там хотят найти свое утраченное прошлое. Карвай настолько искусно переплетает задумку своего главного героя с повествованием фильма, что в какой-то момент зритель теряет связь с реальностью и уже с большим трудом может отделить вымысел от жизни.