Легендарный итальянский певец Робертино Лоретти объявил о том, что уходит со сцены. Во время общения с журналистами на фестивале искусств «Славянский базар» он рассказал, что в последнее время его самочувствие сильно ухудшилось. По словам 71-летнего исполнителя, в результате недавно перенесенного инсульта у него отнялись ноги.
На сцену фестиваля ему пришлось подниматься с посторонней помощью, а стоял он, опираясь на спинку стула и трость.
Осенью он планирует отправиться в прощальный гастрольный тур, после чего вернется к собственному бизнесу: в начале 1970-х годов он уже делал десятилетний перерыв в музыкальной карьере и занимался кинопродюсированием, а также открыл неподалеку от дома магазин продовольственных товаров, кафе-мороженое и пекарню. Сейчас певец намерен заняться преподаванием.
«Мне хочется передать свои знания молодым, рассказать секреты, научить их владеть голосовым аппаратом, подавать себя, — рассказал Лоретти. — Например, меня пригласили преподавать в Академии музыки в Санкт-Петербурге. Я уже давал там мастер-классы для русских ребят, сейчас же поеду туда уже в статусе педагога».
Робертино Лоретти родился 22 октября 1946 года в Риме в многодетной семье — он был пятым из восьми детей. Обладавший природным чистым голосом мальчик с шести лет начал петь в церковном хоре, а еще через два года — в хоре Римского оперного театра.
В 1960 году во время выступления в одном из римских кафе его заметил известный итальянский комик и актер Тото, который пришел туда вместе с датским телепродюсером Сайром Вольмером-Серенсеном. Последний уговорил отца Робертино заключить с ним контракт.
Так в возрасте 14 лет Лоретти начал гастролировать в очень плотном графике по скандинавским и европейским странам — не бывал дома месяцами и давал до трех концертов в день. В Дании он снялся в кино и записал несколько пластинок, которые моментально принесли ему известность.
Как раз на датском лейбле Triola Records вышел его сингл «'O sole mio» — эта песня впоследствии стала одной из визитных карточек певца и, пожалуй, второй по известности его вещью после «Jamaica».
Вскоре его слава распространилась и на Соединенные Штаты — уже в 15 он выступил в Карнеги-холле в Нью-Йорке. Своеобразным окольным путем Лоретти стал известен и в Италии, до которой как раз дошли слухи о его оглушительном успехе за границей. На родине певец с триумфом выступил на многих важных музыкальных фестивалях и конкурсах.
Профессиональная пресса сравнивала его с Энрико Карузо — более придирчивые итальянцы проводили параллели с другим «наследником» легендарного певца Беньямино Джильи, а французы и вовсе окрестили Робертино «новым Карузо».
Его чарующий детский тембр, за который его называли «золотым голосом», вскоре сломался, однако Лоретти все же продолжил карьеру — уже как баритон.
В 1970-х его слава в Италии поутихла, поэтому он сосредоточился на гастролировании за границей и съемках в кино.
В Восточной Европе и России Робертино полюбили сразу — и, кажется, любят до сих пор.
Когда в 1963 году Валентина Терешкова первой из женщин полетела в космос, во время сеанса связи она призналась: «Я чувствую себя хорошо. Но здесь, в космосе, такая непривычная тишина, не хватает человеческих голосов». Космонавтка попросила включить ей запись Робертино Лоретти.
В 1964-м композицией «Santa Lucia» заслушивался поэт Евгений Евтушенко — в 2008-м он написал об этом стихотворение «Робертино Лоретти».
Впервые артист приехал в СССР только в 1989-м, уже после перерыва в карьере, и заслушавшая его пластинки до дыр советская публика приняла певца с распростертыми объятиями. Именно в Союзе родился миф о том, что Лоретти потерял голос, — с его менеджментом никак не получалось договориться о приезде в страну, хотя даже сам певец мечтал об этом. Во время в конечном итоге состоявшегося визита он подружился с Муслимом Магомаевым и его супругой Тамарой Синявской, а также с Иосифом Кобзоном.
«В Россию я приезжаю, как к себе домой, — рассказывал артист в одном интервью. — У вас я всегда нахожу много людей, которые давно следят за моим творчеством, которые меня ждут и принимают всегда с большой теплотой и любовью. Это не только люди старшего поколения.
На концертах всегда присутствует много молодежи 15-17 лет, которые знают обо мне, слушают мои песни с зажигалками в руках. Это очень трогательно!»