Забавный для русского уха псевдоним объединил в 1924 году художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова — тогдашних студентов московского ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских). Современники Маяковского, они восхищались его рубленным стилем — поэт воплощал их мысли и настроения; ровесники века, они были увлечены пафосом перемен. Так рождался их собственный почерк, легче всего узнаваемый в жанре плаката и карикатуры.
Темы, которые они отражали в своих произведениях, будто взяты из сегодняшнего дня, однако поражает не только актуальность, но также количество и конкретика.
Достаточно взглянуть на «Транспорт и дороги в старой Москве» и «Из школы дети возвратились, как разукрасил их ремонт!», созданные в 30-х годах. Коллекционер Алексей Егоров, соорганизатор мероприятия, поделившийся работами из своего собрания, полагает, что в том числе и по этой причине родилась идея масштабной экспозиции.
Искусствовед Владимир Погодин, чей портрет представлен на выставке, много общался с Кукрыниксами. Он помнит их веселыми, легкими и вполне осознающими свое место в истории людьми. Такими они и оставались до самого конца, может быть, это и был их секрет долголетия — последний участник знаменитого трио скончался в 2000 году.
А надорваться было от чего: с самого начала Великой Отечественной войны Кукрыниксы (и в мирное время довольно деятельные) работали, не покладая рук. За их творчеством пристально следил Иосиф Сталин.
От оплота политической сатиры ждали яркости, юмора и — самое трудное — свежести. И так каждый день. Неудивительно, что позже им дали звание полковника — всем троим.
Погодин рассказывает, что рисовали художники довольно быстро, — по крайней мере, шаржи: один набрасывал фигуру, второй тут же брался за черты. Эти юмористические портреты были невероятно схожи с оригиналом.
«Вот она, реальность в сатирической графике! Например, портрет художника Юрия Королева — он и в жизни был точно таким, — говорит искусствовед. — А вот изображение пейзажиста Николая Ромадина, непосредственно передающее его основную черту — саркастичность».
Творчество мастеров удивительно своим разнообразием — в нем есть место лирическим и живописным образам.
Зимой 1942 года немцы только покинули подмосковное Петрищево — место гибели Зои Космодемьянской, а художники уже узнавали у местных жителей подробности трагедии. Так появилась акварель Порфирия Крылова «Деревня Петрищево».
Экспозиция включает работы из собраний Третьяковской галереи, Исторического музея и других учреждений культуры, а также из личных коллекций. Продлится выставка до 3 июня.