«Черная пантера» — безусловно, важный фильм, причем не только в рамках непосредственно Marvel и супергеройских кинокомиксов как жанра. В эпоху президентства Дональда Трампа, когда вопрос расового неравенства с новой силой обретает актуальность, выход картины, созданием которой занимались преимущество афроамериканцы, приобретает особое значение.
То, что оригинальный саундтрек к «Черной пантере» должен написать именно Кендрик Ламар, режиссер ленты Райан Куглер знал с самого начала.
Творчество (главного сейчас на планете) рэпера всю дорогу отражало именно те идеи, которые хотели донести создатели картины до зрителей, причем Кендрик делал это в идеально подходящей для ленты форме: на всех своих пластинках, начиная с прорывной «Good Kid, M.A.A.D City», музыкант непрестанно отыгрывал роли героев, злодеев и простых смертных, зачитывая от их лица.
Сперва планировалось, что Ламар напишет всего пару-тройку вещей, однако после того, как он посмотрел отснятый материал, рэпер вдохновился на создание полноформатного альбома. К работе над лонгплеем он привлек своих товарищей и единомышленников по лейблу Top Dawg Entertainment и еще нескольких дружественных артистов.
В конечном итоге 9 февраля, за неделю до мировой премьеры «Черной пантеры», состоялся релиз «Black Panther: The Album» (с важной пометкой «Music from and Inspired By») — по сути, пятого сольного альбома Кендрика Ламара.
Эта пластинка фактически сносит условную четвертую стену, отделяющую красочный сай-фай-мир вымышленной африканской страны Ваканды от нашей действительности. Композиции, исполненные от лица героев фильма, перемежаются с высказываниями Ламара о социальных проблемах современности (главным образом, разумеется, касающихся темнокожих), окончательно утверждая ленту «Черная пантера» в статусе политического, если угодно, высказывания.
Сюжет сольника о Черной пантере, в котором жители Ваканды сталкиваются с необходимостью бороться за свою независимость перед лицом внешней угрозы, напрямую перекликается с историей возникновения рабства в США. В начале 17 века британские колонисты вторглись в умиротворенные земли Африки, положив начало темной эпохе, длившейся почти два с половиной века.
Отсчет принято начинать c 1619 года — тогда в Виригнию пришел первый корабль с африканскими невольниками.
«С убранными парусами и опущенным флагом на округлой корме оно пришло вместе с морским приливом. По словам всех, это и в самом деле было странное, пугающее, таинственное судно. Никто не знает, был ли то торговый, пиратский или военный корабль. Порт назначения — английское поселение Джеймстаун, что в колонии Виргиния, — писал афроамериканский автор Джей Сондерс Рединг. — Судно прибыло, с него велась торговля, и вскоре оно исчезло. Возможно, ни один корабль в современной истории не перевозил более зловещего груза.
Какой же был груз? Двадцать рабов».
Формально рабство было отменено в 1865 году — после завершения Гражданской войны между Севером и Югом и с принятием Тринадцатой поправки к конституции США (примечательно, что штат Миссисипи ратифицировал ее только в 2013-м). Однако это было только началом долгой и изнурительной борьбы темнокожих за свои права — в том или ином виде она длится и по сей день.
Об этом же говорится в самом сильном, пожалуй, и самом многолюдном (Ламар, Future, Джей Рок и Джеймс Блейк!) треке с альбома — «King's Dead».
В финале композиции Кендрик резко меняет тон и читает будто от лица того самого британского колониста: «К черту целостность, к черту вашу родословную, к черту ваши чувства, к черту вашу культуру, // К черту вашу мораль, к черту вашу семью, к черту ваше племя, // К черту вашу землю, к черту ваших детей, к черту ваших жен».
Сейчас, когда лидер главного демократического государства в мире называет страны Африки «вонючими гадюшниками», именно сейчас важно напомнить всем, что к людям — любого цвета кожи, пола, ориентации и веры — нужно относиться как к людям. И кто может сделать это лучше, чем Кендрик Ламар?