Из года в год Американская академия звукозаписи пытается избавиться от намертво прилипшей к ее профильной премии клички «Бабуля» (Grammy — Granny). На сей раз страстное желание омоложения было продемонстрировано уже в том, как было организована организация основной части церемонии.
Начать «самую большую музыкальную ночь года» доверили Кендрику Ламару, выступление которого в итоге стало высшей эмоциональной и художественной точкой церемонии.
Рэпер появился на сцене на фоне американского флага и в окружении одетых в военную форму черных танцоров. Потом в качестве подпевки в номере «ХХХ» к нему присоединились музыканты U2, дальше была стрельба и два стэндапа комика Дэйва Шапелла (лауреата этого года за лучший комедийный альбом) и огромный титр «Это сатира Кендрика Ламара». Кендрик в очередной раз доказал, что сегодня едва ли найдется в Соединенных Штатах Америки артист, который может превзойти его по совокупности художественных достоинств, таланта и амбиций, что было подтверждено рядом призов, за которыми он поднимался на сцену по ходу вечера («Лучшая поп или рэп песня», «Лучший рэп-альбом», «Лучший клип»).
Однако такой прогрессивный вроде бы ход дальше выглядел исключительно как пыль в глаза. Академики уже который год не могут поменять правила вручения премии, в связи с чем Дрейк, например, вообще не стал выдвигать свой альбом на соискание, а U2 выступали на церемонии, но за статуэтку будут бороться только через год. Это связано с кондовыми сроками подачи заявок, не учитывающими современные особенности выпуска музыкальных записей. С другой стороны, новые жанры и артисты проникают на «Грэмми» с огромным скрипом. Кендрик, например, так толком и не смог выбраться из рэп-гетто (несмотря на то, что во всей остальной Америке оно уже давно не существует), а Джей Зи (личный друг Барака Обамы, между прочим) вообще остался без ключевых наград. Триумфатором же (обладателем премии за лучшую запись и лучший альбом) стал
Бруно Марс — артист достойный, но совершенно конвенциональный и имеющий мало общего с актуальной музыкальной повесткой.
Впрочем, можно было бы смириться уже с тем, что «Грэмми» это давным-давно не музыкальных «Оскар», а скорее высокобюджетное шоу. Но на пути у этого лестного вывода тоже было несколько препятствий. Кроме Кендрика и U2, выступающих у подножия статуи Свободы, остальные выступления не блистали ни оригинальностью, ни изобретательностью и сливались в более или менее однородную массу. За исключением, возможно, номера Луиса Фонси и Дэдди Янки «Despacito» — это выступление несколько выделялось из общей массы тем, что сделано было скорее на уровне фаворита конкурса «Евровидение».
Желание высказаться по актуальным политическим вопросам за год президентства Дональда Трампа тоже несколько подулеглось. Впрочем, кое-что все же случилось.
Комик Тревор Ной пошутил, что номер Бруно Марса и Карди Би напоминает ему о «старых добрых временах, когда Трамп не был президентом».
А гвоздем политической программы стал поставленный ведущим церемонии Джорджем Корденом номер, в котором Шер, Снуп Догг и другие читали выдержки из главного политического бестселлера нынешнего момента — книги журналиста Майкла Вулфа «Огонь и ярость», повествующей о предвыборной кампании и первых месяцах президентского срока Трампа. Сделан этот скетч был в рамках номинации на лучшую аудиокнигу года.
Что же касается отечественных номинантов, то тут все получилось не слишком хорошо. Дмитрию Хворостовскому решено было не вручать приз за альбом «Свиридов: Отчалившая русь» (номинация «Лучший классический сольный альбом). Зато случился некоторый казус:
награду в номинации «Лучшая аранжировка» получил эстрадный композитор-классик Рэнди Ньюмэна за шуточную песню «Putin», вошедшую на его последний альбом «Dark Matter».
В песне рассказывается о том, что президент РФ умеет водить трактор и запускать ядерный реактор одним полушарием своего мозга. Для Ньюмэна это уже седьмая «Грэмми» в карьере.
Не обошлось на церемонии и еще без одного «российского следа». Российский пианист Даниил Трифонов получил «Грэмми» в категории «лучшее инструментальное соло». «Грэмми» Трифонов получил за альбом Transcendental.