Премия «Выбор критиков» (Critics' Choice Awards) в этом году вручалась в непростой обстановке. Буквально неделю назад в траурной, можно сказать, атмосфере прошел «Золотой глобус» — почти все звезды пришли на награждение в черных одеждах, а со сцены выступали против голливудского харассмента и в поддержку движения «Time's Up». Даже лауреаты «Глобуса» были, кажется, выбраны исключительно по гендерному принципу. Призы одна за другой получали картины о сильных независимых женщинах, и только там, где выбора особого не было (например, в режиссерской категории), на сцену выходили мужчины — но даже в этом случае Натали Портман, которая объявляла победителя, не преминула пройтись по столь вопиющему случаю игнорирования достоинств женщин-режиссеров.
Что любопытно, получивший награду за «Форму воды» Гильермо дель Торо в итоге с ней согласился --
мол, да, было бы неплохо разбавить наш чисто мужской коллектив номинантов, состоявший, напомним, из собственно дель Торо, Мартина Макдонаха, Кристофера Нолана, Ридли Скотта и Стивена Спилберга.
«Выбор критиков», впрочем, изначально, еще на стадии номинирования, был более гендерно сбалансированным, а больше количество категорий (в том числе, например, «лучший экшен») позволило претендовать на награду и тем фильмам, которые попадают в главные номинации «Золотого глобуса» или «Оскара» исключительно редко. И победа среди «экшенов» кинокомикса «Чудо-женщина» выглядит даже оправданной — все же эта картина, снятая режиссером-женщиной Патти Дженкинс, произвела больший фурор в 2017-м, чем, например, «Логан», «Тор: Рагнарек» или «Планета обезьян: Война». Но вернемся к основным категориям «Выбора критиков».
Триумфатором премии стала «Форма воды» — фэнтезийная мелодрама дель Торо об отношения девушки-уборщицы и запертого в секретной лаборатории гуманоида-амфибии выиграла четыре приза из четырнадцати возможных.
«Форма воды» стала лучшим фильмом — то, чего картина не смогла сделать на «Золотом глобусе», — а дель Торо получил еще один режиссерский приз.
Еще двумя наградами фильму стали призы за лучшую работу художника-постановщика и за музыку (ее — как и на «Золотом глобусе» --получил композитор Александр Деспла). В актерских номинациях «Форма воды» осталась без призов, но здесь неожиданностей не было — в конце концов, «Глобусы» все же раздавали тем, кто заслуживал.
Второе место по количеству завоеванных премий от критиков досталось выигравшей на «Глобусе» драме Мартина Макдонаха «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», в котором речь идет о том, как потерявшая дочь женщина с помощью огромных объявлений пытается заставить полицию найти убийцу.
Актриса Фрэнсис Макдорманд получила приз за главную женскую роль — и после аналогичного приза от «Глобуса» это можно рассматривать как серьезную заявку на «Оскар».
Еще одна награда за «Три билборда» досталась Сэму Рокуэллу, ставшему лучшим актером второго плана, а также был награжден весь актерский состав картины в целом. В итоге «Три билборда» выиграли три номинации из шести, в которых фильм был представлен.
В целом «Выбор критиков» едва ли не дословно повторял наградную церемонию «Золотого глобуса». Так, Гэри Олдмен получил приз лучшему актеру за роль Уинстона Черчилля в фильме «Тёмные времена», а Эллисон Дженни («Тоня против всех») стала лучшей актрисой второго плана. Различие проявилось только в жанровом кино — «Глобусы», к примеру, не вручаются за лучший фильм в жанре фантастики/хоррора (победителем стал «Прочь» о поездке чернокожего парня к родителям его белой девушки). И еще одним отличием стало полное игнорирование критиками драмедии «Леди Берд» с Сиршой Ронан — из восьми номинаций картина не получила ни одной, тогда как на «Глобусе» ей достались призы в категориях «лучшая комедия» и «лучшая комедийная актриса» (на «Выборе критиков» их получили соответственно «Любовь — болезнь» и Марго Робби за «Тоня против всех»).
Телевизионные категория тоже стали отражением «Золотого глобуса» — призов здесь удостоились «Рассказ служанки» (лучшая драма), «Невероятная миссис Мэйзел»(комедия) и «Большая маленькая ложь» (мини-сериал).
Впрочем, несмотря на столь разнообразную повестку, которая, кажется, должна была удовлетворить всех, совсем уйти от упоминаний о сексуальном скандале организаторы премии не смогли. Эту тему поднимали в своих речах дель Торо, Николь Кидман (лучшая актриса в мини-сериале за «Большую маленькую ложь») и Кумэйл Нанджиани («Любовь — болезнь»). А Галь Гадот, которой достался почетный приз »#SeeHer» (вручается с 2012 года за создание актрисой нового образа) за заглавную роль в «Чудо-женщине», посетовала, что в коротких списках премий очень мало фильмов, снятых женщинами, и еще меньше — женщин режиссеров. Она пообещала никогда не замалчивать эту проблему, а также продолжать борьбу за искоренение этого неравенства — что бы это ни значило.