Несколько дней назад западные СМИ сообщили о том, что Radiohead обвинили Лану Дель Рей в плагиате. Речь идет о композиции «Get Free», которая вышла на последнем студийном альбоме американской поп-звезды «Lust for Life», релиз которого состоялся в июле прошлого года. Пластинка заняла первое место в чартах США и Великобритании.
Британцы услышали в песне явные заимствования из одного из их главных хитов — «Creep».
И действительно, несмотря на измененную тональность, гармония у Дель Рей практически идентична дебютному синглу Radiohead, который в 1993 году вошел на их первый лонгплей «Pablo Honey» и принес им мировую известность.
Вскоре после появления сообщений в медиа артистка подтвердила слухи в своем твиттере.
«Это правда насчет иска. Хотя я знаю, что моя песня не была вдохновлена «Creep», Radiohead считают иначе и хотят получить 100% от публикации», — написала Лана Дель Рей.
It's true about the lawsuit. Although I know my song wasn't inspired by Creep, Radiohead feel it was and want 100% of the publishing - I offered up to 40 over the last few months but they will only accept 100. Their lawyers have been relentless, so we will deal with it in court.
— Lana Del Rey (@LanaDelRey) 7 января 2018 г.
«В течение нескольких месяцев я предлагала до 40%, но они примут только 100. Их адвокаты неумолимы, так что будем решать вопрос в суде», — добавила певица.
В тот же день она сделала заявление по этому поводу во время своего сольного концерта в Денвере.
«Знаете, я и сама не знала, собираюсь ли упоминать о сегодняшнем... Но, думаю, стоит, потому что об этом уже немного рассказали в сегодняшних новостях. Я просто хочу сказать, что у меня есть особенная песня, за которую Radiohead хотят получить 100% от публикации», — сказала Дель Рей.
«На самом деле, единственная причина, по которой я упоминаю об этом... Я знаю, что некоторых из вас сюда позвали люди, которые являются настоящими фанатами, неважно... Но своим фанатам я хочу дать знать, что независимо от того, что произойдет в суде,
эта песня — мой личный манифест, мой современный манифест...
Я хотела сказать вам, что даже если она будет убрана отовсюду, это те чувства, которые я описала и к которым я буду стремиться, даже если эта песня не будет присутствовать на физических носителях, выпущенных позже», — заключила артистка. Также Лана Дель Рей отметила, что это, возможно, последнее, что она скажет в отношении этого конфликта.
В последующие пару дней поклонники певицы методично атаковали соцсети британской рок-группы, оставляя комментарии разной степени оскорбительности.
Теперь и другая сторона прокомментировала ситуацию — в музыкальном издательстве Warner/Chapell заявили, что судебный иск никто не подавал.
«Как издатели Radiohead мы подтверждаем, что с августа прошлого года вели переговоры с представителями Ланы Дель Рей (компанией Sony/ATV Music Publishing — «Газета.Ru»), — говорится в пресс-релизе. — Очевидно, что в куплетах «Get Free» использованы музыкальные элементы куплетов «Creep», и мы просили это признать в пользу всех авторов песни.
Но никаких исков подано не было, а Radiohead никогда не говорили, что «хотят 100% от публикации».
Под «всеми авторами» в заявлении подразумеваются как Radiohead, так и Альберт Хаммонд вместе с Майком Хейзелвудом. В 1972 году на основе все той же гармонии они написали песню «The Air That I Breathe». Композиторы отстояли свое авторство в суде.
Наиболее известной версией «The Air That I Breathe» является запись британской группы The Hollies, и именно с ней больше всего перекликается песня Radiohead.
«Radiohead согласились, что позаимствовали ее. Поскольку они были честны, дело не дошло до заявлений вроде «мы хотим все». Так что мы ограничились лишь определенным процентом», — рассказал Хаммонд в одном из интервью.
Стоит отметить, что в разной степени напоминающие «Creep» мотивы можно услышать в достаточно большом количестве песен.
Один из ярчайших примеров — «Midnight Train» со второго альбома поп-певца Сэма Смита, который вышел в ноябре 2017-го и тоже возглавил хит-парады Америки и Англии.
О том, претендуют ли Radiohead на авторство и в этом случае, ничего не известно, однако «почва» для конфликта между ними и Смитом уже, в общем-то, имеется: создатели двадцать четвертой ленты о Джеймсе Бонде «007: Спектр» в свое время предпочли композицию певца «The Writing's on the Wall» сочинению Тома Йорка и компании «Spectre».
Radiohead решили не унывать и выложили песню в свободный доступ на SoundCloud как раз на Рождество 2015 года, сделав подарок своим фанатам. Позже «Spectre» вошла в делюкс-издание их девятого альбома «A Moon Shaped Pool».
Сэм Смит, в свою очередь, получил за «The Writing's on the Wall» «Оскар» и «Золотой глобус».
Некоторым кажется, что сильно напоминает «Creep» и одна из самых известных композиций российской рок-группы Маша и Медведи — «Любочка». В 1998 году песня вошла на дебютную пластинку коллектива. Текст в ней, кстати, является переработанной версией одноименного стихотворения советской поэтессы Агнии Барто.
О том, намерены ли Radiohead добиваться справедливости по поводу «Любочки» и знают ли вообще о ее существовании, тоже неизвестно.