— Как вы оказались в проекте? Вы сразу согласились занять режиссерское кресло?
— Поучаствовать мне предложил Леонид Верещагин (гендиректор студии «ТриТэ» — «Газеты.Ru»), это была его инициатива. В первый раз мы обсуждали «Движение вверх» довольно давно, в 2013 году, когда состоялись два проекта: у меня — «Метро», а у Леонида — «Легенда №17». Тогда были просто разговоры, мы познакомились. Потом в 2014-м мне прислали сценарий, я его прочел и, в общем-то, недолго думая, согласился.
— «Движение вверх», безусловно, патриотическая картина, однако в ней можно найти довольно много критики Советского союза и тогдашнего режима. Почему было решено привнести подобные краски в фильм?
— Честно говоря, я не совсем согласен с вами начет того, что в фильме есть такая уж критика Советского союза.
Это просто попытка отразить ту реальность более-менее объективно и даже, если хотите, с юмором, не особо заостряясь на политических и внутренних проблемах Союза.
Ведь в 70-е годы все было гораздо легче. Как мне кажется, у народа еще не было такого противостояния с властью, только что прошли 60-е, оттепель. Были какие-то иллюзии, которые сейчас выглядят смешно, а тогда это была жизнь. Собственно говоря, хотелось посмотреть на всю эту ситуацию непредвзято, не делая в ту или иную сторону каких-либо кренов.
— Лента автоматически воспринимается идейным продолжением «Легенды №17». При создании «Движения вверх» учитывался опыт этого фильма? Ваша картина снималась «по франшизе» или это все-таки в большей степени самостоятельный проект?
— В том, что мой фильм воспринимается как идейное продолжение «Легенды №17», я ничего плохого не вижу. Этот проект — один из удачнейших. Но фильм «Движение вверх» -— абсолютно самобытный, чтобы он опирался только на себя и существовал стилистически, технически и изобразительно совершенно самостоятельно. Это была моя задача. А продюсеры, конечно, в промо-кампании опирались на имеющийся опыт.
— Вы согласны с тем, что пропагандирующие спорт фильмы важны с социальной точки зрения?
— Я считаю, что они, конечно, важны. Впрочем, любая пропаганда должна быть качественной: если фильмы получаются — тогда мы пропагандируем спорт, а если они плохие, мы получаем обратный эффект.
— Я прочитал, что финальный матч снимался в первые дни. В этот момент фильма игроки советской сборной демонстрируют максимальный уровень сыгранности. Не возникало ли проблем из-за того, что актеры были мало знакомы друг с другом?
— Абсолютно верно вы сказали, что это было самое начало, и начинали мы с самого сложного. Этот матч — и вообще весь баскетбол в картине — придумывался в течение года.
Была уникальная ситуация, когда я, постановщик хореографии матчей Александр Белов и Игорь Гринякин занимались разработкой вот этих эпизодов. Это было как балет!
Сначала я все написал, потом Саша Белов предложил механику этого дела, а Игорь смотрел, как правильно поставить камеру, чтобы получить наиболее эффектное зрелище с точки зрения изображения — да и всего остального.
Проблема была в том, что мы это делали с баскетболистами, с людьми уровня мастера спорта и выше. И в ходе этого процесса шел кастинг на картине, и мы интегрировали туда актеров. Кто-то играл в баскетбол, кто-то лучше, кто-то хуже, кто-то вообще никак. Было принято такое решение:
мы каждому актеру, который играл одного из наших прославленных баскетболистов, присвоили некоего аватара.
Гримеры их старались свести, так сказать, по похожести (Смеется.) Сцена снимались таким образом: сначала тот или иной трюк исполнял баскетболист, а потом это повторял актер. На монтаже делалась достаточно тяжелая работа, когда мы собирали воедино и актерское мастерство, и баскетбольное.
— То есть, все трюки в фильме делались именно профессионалами?
— Скажу честно: актеры тренировались достаточно упорно, большое количество баскетбольных «риффов» они делали сами, без какой-либо помощи и монтажа.
Кроме того, у нас были актеры, которые сами по себе — баскетболисты.
Самый яркий из них — это Кузьма Сапрыкин, сыгравший роль Ивана Едешко, он и студент школы-студии МХАТ, и мастер спорта по баскетболу — то есть, идеальный вариант. Но таких, к сожалению, мало. Еще был Александр Ряполов, который играл Алжана Жармухамедова, он просто баскетболист, который осваивал актерскую профессию.
А остальных мы путем соединения несоединимого делали виртуозными игроками.
И удалось каким-то образом в эти первые съемочные дни быть подготовленными. Наверное, это правильно, потому что мы много сил потратили на это действо. Может быть, в конце съемочного периода было бы сложнее.
— В ленте задействованы первоклассные отечественные актеры: исполнитель главной роли Владимир Машков, Андрей Смоляков, Марат Башаров и Сергей Гармаш. Как вы взаимодействовали на площадке? Давали им какие-то указания или они сами занимались своими персонажами?
— Да, это первоклассные актеры, безусловно. Как правило, с актерами такого уровня лично мне работать – одно удовольствие. Естественно, перед кадром мы разбирали с ними сцену: я говорил, что хотел бы от нее получить, они со своим опытом, талантом и профессионализмом привносили еще процентов 70 в то, что я им говорил. А дальше мне оставалось только чуть править, если это вообще было возможно.
Это люди, которые чувствуют микроны и миллиметры в актерской игре, они очень чутки к музыке самого действия.
Поэтому без ложных преувеличений скажу: одно удовольствие!
— «Движение вверх» выходит в прокат в непростое для российского спорта время: недавно нашу сборную отстранили от участия в зимней Олимпиады в Пхенчхане. В результате общественность разделилась на два лагеря: одни поддерживают участие россиян под нейтральным флагом, другие категорически с этим не согласны. У вас есть своя позиция на этот счет?
— В свое время я занимался спортом достаточно серьезно. Я, конечно, и близко не достиг таких успехов, чтобы стать частью сборной команды, но я просто знаю, что спортсмен отдает всю свою жизнь для того, чтобы поехать и выступить. Конечно, они все хотят выступить под флагом, но если этого не получается, то все равно нужно ехать. Мы же все равно будем знать, что это наши спортсмены.
Почему человек, который не виноват ни в чем, не употреблял допинг, должен страдать из-за того, что государственная машина дала сбой?
Я считаю, что обязательно надо ехать и выступать!