1973 год. Билли Джин Кинг (Эмма Стоун) – маленькая женщина с целеустремленным взглядом – становится первой ракеткой мира, выиграв последовательно Уимблдон, а также французский и американский чемпионаты. По ходу дела она выясняет, что женщинам по правилам родной страны полагается куда меньшая награда, чем теннисистам мужчинам. Возмущенная этой ситуацией и подзуживаемая подругой-издательницей (Сара Сильверман), Билли Джин организует собственный турнир, несмотря на вежливые угрозы спортивного функционера Джека Крамера. Параллельно об авантюре Кинг узнает Бобби Риггс (Стив Карелл) – бывший чемпион, а ныне пенсионер, периодически берущийся за ракетку тайком от жены (Элизабет Шу). Риггс видит легальную возможность вернуться на корт и предлагает Билли Джин шутовской матч века. Некоторое время поотпиравшись, Кинг, жизнь которой и так катится под откос из-за внезапного романа с парикмахершей (Андреа Райсборо), соглашается и становится одной из первых икон феминизма в спорте.
Номинанты на «Оскар» еще не объявлены, но общая конъюнктура по состоянию на декабрь уходящего года вполне очевидна.
Можно с уверенностью ожидать шуток про «вайнштейнгейт» и воспевание прав женщин. «Битва полов», сделанная авторами оскароносной «Маленькой мисс Счастье» Джонатаном Дэйтоном и Валери Фарис, тоже рискует войти в число фаворитов киноакадемиков. С одной стороны, это модное и крайне стильно исполненное ретро про семидесятые – машины, большие очки, музыка, теплые цвета в кадре. С другой – актуальное высказывание одновременно про право любить, кого хочется и феминистские ценности. Эмма Стоун вполне вероятно станет лучшей актрисой, а если нет, то и не страшно – она уже состоявшаяся икона поколения, осталось дождаться только одобрения со стороны Мерил Стрип.
«Битва полов» при этом усиленно старается создать ощущение не конъюнктурного высказывания, а серьезной спортивной драмы.
Фэрис и Дэйтон умеют растрогать – солнце бликует на капотах машин, прически, долгие взгляды. Приемы, конечно, жульнические, но действенные и направленные исключительно на улучшение зрительского самочувствия. Другое дело, что как только глаза привыкают ко всему этому очарованию, становится ясно, что в обертке мелодраматической истории про любовь и спорт тебе продают нечто совершенно иное. На самом деле, в «Битве полов» почти ничего нет про, собственно, теннис. Это особенно видно в сравнении недавно (и незаслуженно незаметно) прошедшим в отечественном прокате фильмом «Борг / Макинрой», который действительно был сосредоточен на внутреннем мире тенниса, где материала для триллера про одержимость оказалось не меньше, чем в криминальной хронике. «Битва полов» наблюдает за игрой, составляющей суть жизни героев, с почтительной высоты, поскольку на деле идеи авторов интересуют куда больше, чем люди. То же можно сказать и о мелодраматической линией с парикмахершей, раскрывшей в Билли Джин новую грань сексуальности, и ее красавцем-мужем, у которого нет никаких личных качеств, кроме прически и улыбки хорошего парня.
Объяснение простое. Фэрис и Дэйтон снимали не мелодраму и не драму, а экранизировали фельетон, исторический анекдот, во многом повлиявший на нынешнюю действительность.
Легкость интонации здесь призвана компенсировать неизбежно тяжеловесный гражданский пафос, который сам по себе все-таки не является предметом искусства и оставляет не слишком вовлеченного в борьбу за права человека зрителя в недоумении. Ну и кроме того, есть еще один момент. Билли Джин Кинг жива и до сих пор живет в Нью-Йорке. Она действительно настоящая героиня, заслужившая собственного байопика, а не фильма, в котором ее жизнь становится иллюстрацией важных, но все-таки очень общих идей. Для фильма, прославляющего права женщины, это, в конце концов, просто невежливо.