Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Богатыри и вы

В прокат выходит «Легенда о Коловрате»

В прокат выходит «Легенда о Коловрате» — попытка скрестить «Викинга» и «300 спартанцев» на основе преданий времен татаро-монгольского ига.

На древнерусскую Рязань надвигается войско хана Батыя (Александр Цой). Князь Юрий отправляет на переговоры с монголами своего сына и десятника Евпатия Коловрата (Илья Малаков) — человека могучего, но ушибленного в детстве, в связи с чем склонного к впадению в беспричинную радость. После препирательств сторон о том, кто перед кем должен встать на колени, русичи, пережив краткое сражение с врагами, возвращаются в родной город, прихватив по пути священника с ручным медведем Потапычем. Рязань за это время успевают разорить и сжечь, князя, кажется, разорвали на части лошадьми, жен русских богатырей поубивали. Не остается ничего, кроме как малыми силами идти в последний бой на ордынцев.

Дружину возглавляет Коловрат.

«Легенда о Коловрате» — картина долгой и непростой судьбы. У нее несколько раз менялся постановщик, в результате глава кинокомпании «Централ Партнершип» и автор вполне достойных «Турецкого гамбита» и «Августа Восьмого» Джаник Файзиев значится в титрах «главным режиссером». На практике это, очевидно, означает, что ему пришлось в последний момент, подобно главному герою, спасать положение и доводить картину до выхода в прокат.

Первоначальная идея, впрочем, осталась нетронутой и читается без труда по первым же кадрам.

Как водится за многими отечественными историческими блокбастерами, «Легенда» пытается оседлать сразу два тренда.

Во-первых, сыграть на заданном в начале года «Викингом» интересе к древнерусской истории, а во-вторых, создать русский народный кинокомикс, наследующий «300 спартанцам» Зака Снайдера. Недавно аналогичным образом продвигался другой патриотический блокбастер — на афише «28 панфиловцев» название фильма было написано знакомым кроваво-красным шрифтом. Однако тот фильм представлял собой бережную, сделанную скорее в советской стилистике реконструкцию событий полувековой давности. «Легенда о Коловрате», в свою очередь, сразу бьет по глазам компьютерной графикой, искусственным снегом, резкими пролетами камеры, языками пламени и гигантским медведем.

Проблема в том, что векторы «Викинга» и «300 спартанцев» на самом деле направлены в принципиально разные стороны. Снайдер не экранизировал древнегреческую историю, а следовал за одноименным комиксом Фрэнка Миллера. Именно эстетикой графической новеллы была обеспечена поставленная во главу угла визуальная чрезмерность и дикий, лежащий за пределами любых представлений о хорошем вкусе тестостероновый драйв, который транслировали облаченные для пущей эффектности в кожаные трусы греки. Именно точный выбор выразительных средств позволил Снайдеру если не пренебречь характерами, то оставить мотивации на более или менее плакатном уровне, чего российский патриотический блокбастер пока стесняется.

В результате «Легенда» выглядит диковинным конструктором.

С одной стороны — утрированные, но все же вполне традиционные русские герои в бородах, с другой — степные воины монголы в густом сине-золотом макияже и их холеный предводитель, предпочитающий ходить в шелковом халате даже на поле боя. Все это, в общем, вызывает некоторый интерес, но скорее в контексте кризиса самоидентификации российского кино «большого стиля». Здесь есть относительно удачные сцены — прежде всего те, в центре которых как всегда блестяще сыгранный Тимофеем Трибунцевым знахарь. Но стоит зрителю, приложив некоторые усилия, вникнуть в происходящее, как его ошарашивают уже упомянутым диалогом Коловрата с Батыем про то, кто из них должен первым встать на колени, который является развернутой цитатой из «Спартанцев», из которой стыдливо убран уместный (и довольно смешной) в оригинале гомоэротизм.

Все это, впрочем, совершенно не означает, что браться за такое кино совсем уж бессмысленно.

Русская история действительно ничем не уступает греческой или, например, китайской и вполне заслуживает перенесения избранных сюжетов на экран. Другое дело, что сам по себе героизм и победа русского оружия не могут заменить собой эстетическую проработку, поиск собственных визуальных решений и прочие чисто художественные задачи. И в этом смысле «Легенда о Коловрате» выглядит тем более странно, поскольку логика «какое ни есть, но свое» в ситуации открытого мира не работает, а у каждого зрителя есть выбор: посмотреть сомнительный русский комикс, прочесть исторический источник и узнать, как все было на самом деле или, в конце концов, пересмотреть оригинальных «Спартанцев» — отличное, кстати, кино.

Новости и материалы
Партия Вагенкнехт отказала Украине в членстве в Евросоюзе
Ани Лорак вышла в свет в сияющем мини-платье
Названы лучшие смарт-часы и прочие носимые устройства 2024 года
Тимати спровоцировал слухи о свадьбе
Задержанный рейс египетской AlMasria вылетел из Шереметьево в Шарм-эш-Шейх
У пострадавших при жесткой посадке Ан-2 в Камчатском крае диагностировали травмы
В Польше рассказали о переданных Украине «миллиардах» на неизвестные цели
EGS отказался дарить россиянам новую акционную игру
Более 170 домов в Саратове остались без холодной воды из-за аварии
Полицейскую машину сожгли коктейлями Молотова в Екатеринбурге
Пенсионерка украла 15 млн рублей из кассы магазина, в котором работала
Стало известно, какие модели iPhone и iPad получат iOS 19
В Белгородской области рассказали об атаках со стороны ВСУ за сутки
Дмитрий Песков поцеловал Татьяну Навку в шею на публике
Писториус призвал готовиться вести войну в случае «нападения Путина»
Путин заявил, что РФ уже видела поколение политиков, разрушивших страну
«К черту компьютеры»: Фьюри о том, что бой с Усиком судил искусственный интеллект
Роза Сябитова ответила на слухи о браке с Барецким: «Совет да любовь»
Все новости