— В прошлом году вы снялись в «Молчании» Мартина Скорсезе и «По соображениям совести» Мэла Гибсона. «Дыши ради нас» — режиссерский дебют Энди Серкиса, проект куда более скромный. Чем он вас заинтересовал?
— Честно говоря, я был в полном восторге от сценария Уильяма Николсона. Мало того, что это поразительная история о человеческом мужестве и преодолении, так она еще и потрясающе написано. Это очень поэтичный текст, я сразу захотел поучаствовать в его экранном воплощении. Ну а потом мы встретились с Джонатаном Кавендишем. Я видел до этого фильмы, которые он продюсировал, но тут был особый случай — речь все-таки шла о его отце. И он настолько горел этим проектом, что моментально зарядил меня этим волшебством. Не было сомнений в том, что фильм получится достойным и невероятно трогательным.
– Ощущалось ли, что в режиссерском кресле сидит все-таки актер, а не опытный режиссер?
— Знаете, это было очень здорово, потому что актеры понимают, насколько сложен и порой невозможен процесс актерской игры, что не всегда ясно не владеющим этой профессией режиссерам. Энди по-настоящему проникся историей, смог прочувствовать и понять, как ее представить зрителю. Он очень чуткий постановщик. Кроме того, всегда очень весел, на площадке все время царила отличная атмосфера.
— Вашего героя Робина Кавендиша парализовало в 28 лет. И большую часть жизни он провел в инвалидном кресле. Как вы работали над ролью?
— Физически ограничение приносило жуткое неудобство и в то же время освобождало. В процессе съемок сыгравшая Диану, жену Робина, Клэр Фой стала моим телом, моим способом передвигаться в мире. Точно так же Робин продолжал познавать мир через свою супругу… Знаете, эта зависимость, особенно для мужчины, не просто мужчины, а очень ответственного мужчины, для которого важно все держать под контролем, это сильно подрывает эго. Робину пришлось отказаться от многих идей, пожертвовать самостоятельностью и привычкой все контролировать. Кроме того, он принадлежал к высшему обществу, и отсюда свойственное ему сильное чувство собственного достоинства. Я думаю, это во многом история про любовь как доверие. Робину было очень тяжело, но в конечном счете это помогло ему обрести свободу.
— Что вы имеете в виду?
— Он научился радоваться жизни в самых тяжелых обстоятельствах, несмотря на то, что судьба обошлась с ним не самым честным образом. Он выжал максимум из ситуации, послал свою хромую судьбу к черту и отказался смиряться со своим недугом. Еще болезнь помогла Робину развить чувство сострадания к другим и к себе. Я думаю, поэтому он начал бороться за равные права, доказывая, что для каждого есть место на этой земле независимо от цвета кожи, убеждений, вероисповедания, какого-то недостатка, болезни... Конечно, если бы не полиомиелит, он бы продолжил жить прекрасной привилегированной жизнью, но вряд ли бы совершил все эти невероятные вещи. Есть что-то прекрасное и мистическое в том, как его увечье породило нечто столь потрясающее.
– Вы говорите, что у вас сложился творческий союз с Клэр Фой. Расскажите чуть подробнее, каково было работать с ней?
— Несмотря на то, что до начала работы над «Дыши ради нас», я не видел ее фильмов, я был моментально потрясен талантом Клэр, ее теплотой, а также всем, что она нашла в себе от Дианы — это великодушие, способность выражать любовь без слов, бескорыстно любящую душу… Все это было легко почувствовать в самой Клэр.
Близость Робина и Дианы выходит за рамки обычного представления о том, что такое брак или партнерские отношения…
Ведь они были не просто любовниками или супругами. Диана сопровождала его везде. Понимаете, она ходила вместе с ним в уборную и мыла его. Но, встретив настоящую Диану Кавендиш, я понял, что для нее в этом ничего не было сложного. Она один из самых сильных людей, которых я когда-либо встречал. И, мне кажется, Клэр прекрасно удалось это воплотить.
— Если резюмировать, можете сказать, о чем, на ваш взгляд, эта история?
— История Робина Кавендиша потрясающая сама по себе, но мне кажется, что в ней есть то, что близко каждому человеку, вне зависимости от частных обстоятельств его жизни. Конечно, фильм о конкретном человеке, который «теряет» свое тело, но каждый испытывал на себе ограничения. Навязанные обществом или культурой нормы всегда сталкиваются с нашими собственными представлениями о жизни. Иногда это столкновение переживается настолько остро, что мы будто не можем пошевелиться, будто находимся в тюрьме. В этом смысле история Робина универсальна. Это картина о том, чего мы все хотим — свободы, счастья, отношений, любить и быть любимыми, изменить мир в лучшую сторону… В данном случае речь идет о том, чтобы в мире стало больше сострадания, чтобы люди не боялись включать фантазию и находить выход из любой ситуации. Мне кажется, этот фильм способен заставить зрителя поверить в то, что несмотря на лишения и тяготы, каждый имеет возможность прожить полноценную жизнь, потому что каждый ее заслуживает. Нужно лишь поверить.