Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Либидо экстрасенсов

В российском прокате «Тельма» Йоакима Триера

В российском прокате «Тельма» Йоакима Триера — выдвинутая Норвегией на «Оскар» мистическая драма про школьницу, открывающую в себе сексуальность и опасные паранормальные способности.

Воспитанная в молитве, посте и послушании старшеклассница Тельма переезжает из провинции в Осло и сразу попадает туда, куда в ее возрасте полагается. Одноклассники скрывают за дерзостью страх перед взрослой жизнью с ее соблазнами, на вечеринках пьют и курят — не только табак. У Ани, с которой Тельма знакомится в библиотеке, по всему телу татуировки, а еще она явно знает об этом самом теле куда больше Тельмы. Сердце впервые с такой силой хочет вырваться из груди.

Но чем больше приступы Тельмы похожи на эпилепсию, тем гуще становится воздух вокруг девушки.

И тем настойчивее в окна начинают биться клювами охваченные неизвестной силой птицы.

Каждый текст про фильмы режиссера Йоакима Триера нуждается в пояснении, гласящем, что

этот норвежец (родившийся, впрочем, в Дании) приходится великому датчанину Ларсу очень дальним родственником.

Впрочем, в данном случае это вторично, поскольку в российский прокат «Тельма» выходит скорее в контексте выдвижения фильма на соискание премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Таких формальных высот Ларс в своей карьере не достигал — в силу характера и аэрофобии, часто подчеркиваемой и демонстрируемой датчанином. По той же причине он, в отличие от автора «Тельмы», никогда не снимал в Америке, в то время как прошлый фильм Йоакима «Громче, чем бомбы» был сделан именно там, причем с участием голливудских звезд первой величины вроде Гэбриела Бирна и Джесси Айзенберга. Этот фильм, как и предыдущие «Реприза» и «Осло, 31-го августа», со сдержанным восторгом были приняты на европейских фестивалях, теперь же возвращение на родину обернулось и вовсе скромным, но все же триумфом,

Тем интереснее, что в «Тельме» Триер, в общем, работает со стереотипами кино скорее американского. С точки зрения сюжета этот фильм имеет в анамнезе очевидную «Кэрри» по Стивену Кингу и другие триллеры про девочек со странностями. Характерный саспенс и эффектные сцены паранормальной девичьей ярости здесь, впрочем, упокоены нордической сдержанностью и общим художественным подходом, свойственным скорее неспешному европейскому кино нулевых.

На деле это означает, что едва разогнавшись в первом акте, действие зависает в невесомости, подобно своей задумчивой и опасной героине.

Триер отказывается добросовестно достраивать метафору взросления в духе мистического триллера с обязательным побоищем в финале, но в то же время и не уходит в сторону чистого психологизма. Как и предыдущие картины автора,

«Тельма» — это не столько высказывание или исследование, сколько размышление.

В двух словах его предмет — таинство превращения девушки в женщину, столкновение необоримой природы и социальных (и религиозных) конвенций. Разговор этот сам по себе интересен и несомненно актуален, учитывая стремительно меняющиеся представления о норме, но

выбранный Триером метод повествования по увлекательности сравним с бубнежом меланхолично меняющего слайды лектора.

Отдельного упоминания заслуживает сцена, в которой соблазны, терзающие героиню, проиллюстрированы заползающей ей в рот змеей (серьезно?!). Самое смешное, впрочем, в том, насколько на сей раз Йоаким будто бы неосознанно попал под пресловутое проклятие фамилии, поскольку

«Тельма» очевидным образом перекликается с «Антихристом», в котором Ларс тоже рассуждал о таинственной женской природе.

Через эту аналогию становятся видны и принципиальная разница, и ключевой недостаток во всех отношениях культурной, мастеровитой, но, по чести, скучноватой «Тельмы». «Антихрист» был написан кровью, режиссер в нем говорил прежде всего о себе, опираясь на свой собственный опыт и не боясь прибегнуть к самым радикальным методам ведения диалога. Этот фильм мог не нравиться и шокировать, но никак не мог оставить равнодушным.

Йоаким Триер наблюдает за своими героинями с почтительной дистанции школьного психолога-отличника.

Говоря о том, как Тельма преодолевает границы приличий, страхов и догматов, он сам ни разу не сбивается с отстраненной и педантичной интонации. За девочек даже немного обидно — кем надо быть, чтобы две влюбленные старшеклассницы не вызывали ничего, кроме сдержанного любопытства.

Новости и материалы
Лидер «Землян» ищет старлея для премирования за подбитый натовский танк
Сальдо заявил о снижении интереса к украинскому языку в Херсонской области
Спрос на пионы в России резко вырос за последние два года
В США построят два новых ракетных фрегата за $1 млрд
Критик Соседов объяснил, почему не будет слушать новый трек Пугачёвой
В Турции предложили премии за доносы на неплательщиков налогов
Трамп заявил, что США лишились уважения при президентстве Байдена
Белоруссия окажет помощь пострадавшим от паводков Оренбургской и Курганской областям
TikTok вводит «политическую» цензуру
Методист дала советы, какие темы повторить перед ЕГЭ по русскому языку
Власти Крыма призвали не публиковать видео ударов ВСУ после массированной атаки
ФСБ на Камчатке задержала экс-инспектора паспортно-визовой службы
Стала известна дата выхода нового фильма Спилберга
Брянский губернатор сообщил о сбитом над областью беспилотнике
Сенат вновь провалил законопроект об ужесточении защиты границы США
Байден заявил о планах включить Кению в число основных союзников США вне НАТО
Защита генерал-майора Попова обжаловала его арест
Президент Чехии попал в мотоаварию и пробудет в больнице несколько дней
Все новости