Если в полиции мирного Осло и есть герой, то это Харри Холе (Майкл Фассбендер) — алкоголик с дурным характером, регулярно засыпающий с бутылкой водки на улице, и гений дедукции. Меланхолическое настроение, которое Харри топит в бутылке, во многом связано с мирной криминогенной ситуацией в городе, и взбодрить мужчину может только интересное дело. Таковым оказывается деятельность серийного убийцы, расчленяющего женщин и оставляющего на месте преступления снеговика (жалко, что в шведском и английском нет русского оборота «снежная баба»). Кроме того, убийца подбадривает Харри, присылая ему записки, приглашающие к игре. Ну и наконец в полицейском управлении именно в это время появляется Катрина Братт (Ребекка Фергюссон) — молодая полицейская, которая перевелась из Бергена в Осло якобы исключительно ради работы с Харри.
52-летний аккуратный и улыбчивый швед Томас Альфредсон — режиссер с образцовой фильмографией.
После нескольких разминочных картин он выстрелил в первый эшелон мирового кино с «Впусти меня» — экранизацией выдающейся книжки Юна Айвиде Линдквиста и одним из лучших вампирских фильмов нового века. Кровавая и пронзительная история о любви и дружбе обыкновенного мальчика с вампиром вошла во все списки лучших фильмов за год, а Альфредсоном заинтересовались в Голливуде. Без лишней суеты он провел три года, после чего вернулся с экранизацией романа Джона ЛеКарре «Шпион, выйди вон», которая вновь оказалась безупречным шпионским фильмом, сделанным с не очень объяснимым, но ощутимым на физическом уровне сдвигом по отношению к устоявшимся канонам. Иными словами, Альфредсон заслужил славу не только выдающегося режиссера, но и крайне талантливого и чуткого экранизатора, которому под силу сделать фильм по культовому роману.
Перевод на язык кино «Снеговика» норвежского детективщика Ю Несбё в этом ряду выглядел еще одной ступенькой, восхождение на которую, тем не менее, заняло целых шесть лет и закончилось провалом.
Впрочем, история была так себе с самого начала.
Первым постановщиком значился Мартин Скорсезе, который вовремя отошел на продюсерское место. Альфредсона взяли, кажется, не за реальные заслуги, а исключительно из-за происхождения и умения красиво снимать снег — как лежачий, так и падающий. У производящей компании, в свою очередь, была, судя по всему, задача исключительно оседлать тренд на скандинавский нуар, перенеся его из сериалов в полнометражное кино. В результате череды недопониманий Альфредсону не дали доснять значительную часть задуманного, и монтировать пришлось из того, что успелось.
Результат предсказуем: фанаты Несбё в бешенстве, режиссер раздает покаянные интервью, продюсеры скрипят зубами из-за низких сборов. И в общем, поклонникам писателя на фильм действительно лучше не ходить. Альфредсон с несвойственной ему неряшливостью отнесся сразу к нескольким сюжетным линиям (прежде всего это касается отношений с бывшей подружкой в исполнении Шарлотты Генсбур). С другой стороны, скандинавские нуары (как и по-настоящему хорошие детективы) читают не из-за сюжета, а из-за совершенно отдельной атмосферы. В случае с экранизацией другого скандинавского бестселлера — «Девушки с татуировкой дракона» — Дэвиду Финчеру не хватило лишь одного: атмосферы оригинала, которая искупала любые литературные огрехи.
Так вот — в «Снеговике» эта самая атмосфера есть.
Она не вполне отвечает духу (а уж тем более букве) оригинала, но отрицать ее странно. Это атмосфера старого доброго теледетектива в духе, например, первых сезонов сериала «Каменская». Стаканчики с кофе, замерзающие у всех пальцы, бутылка в руке спящего на лавке Фассбендера и, наконец, странный но эффектный выход Вэла Килмера в довольно большой сюжетообразующей роли почти без слов… Все это складывается в отчаянно немодный, но по-своему обаятельный фильм, которому всего-то и надо было что стать сериалом.