Осенью 2016 года Михаил Задорнов написал на своей странице во «ВКонтакте» о проблемах со здоровьем. Он не называл болезнь, но отметил, что лечиться надо немедленно; из-за этого он покинул сатирическую программу канала НТВ «Салтыков-Щедрин шоу», которую вел несколько месяцев. Позже Задорнов рассказал, что вынужден отменить ряд запланированных концертов — он пояснил, что лечение ему предстоит тяжелое и долгое.
В конце октября 2016-го Задорнову стало плохо прямо на концерте, который проходил в Москве; он был госпитализирован бригадой скорой помощи. Больше о своем здоровье сатирик не рассказывал. «Я не комментирую свое самочувствие, потому что создается впечатление, что журналистов интересует только это», — заявил он «Комсомольской правде». Место и время прощания с артистом пока неизвестны. Причины смерти также не раскрываются.
Наверное, среди неполитических публичных фигур человека известнее Михаила Задорнова просто нет.
Начиная с середины 80-х он входил в каждый дом, в котором был телевизор, со своими монологами: элегантный подтянутый мужчина с несколькими листками в руках, периодически взглядывающий поверх бумаги. А в листках и его монологах был описан абсурд русской советской жизни, к которому потом добавились хроники культурных шоков советского человека от путешествий за границу и знакомства с миром в целом.
Задорнов родился в латвийской Юрмале в 1948 году. Его отцом был писатель Николай Задорнов (автор трилогии о переселенцах, тетралогий о Дальнем Востоке и экспедиции адмирала Путятина), а мать — потомственная дворянка из старинного польского королевского рода, корректор заводской газеты Елена Покорно-Матусевич.
Первый раз
Задорнов вышел на сцену во втором классе, исполняя роль репки в школьном спектакле — по его собственным воспоминаниям, настолько удачно, что его просили выдернуться из земли на бис.
Позднее, уже во время учебы в Московском авиационном институте (отец видел сына инженером) был режиссером, актером, а затем и худруком студенческого театра «Россия», с которым объездил весь СССР, выступал, в том числе, на комсомольских стройках. Был одной из звезд команды КВН МАИ. Интересно, что после окончания вуза остался работать инженером на кафедре «Авиационно-космическая теплотехника».
В 1982 году Задорнов впервые попал на телеэкран: во время одного из концертов он исполнил монолог «Письмо студента-первокурсника родителям».
Первый большой успех будущему сатирику принес фельетон «Два девятых вагона», с которым он выступил в 1984 году в программе «Вокруг смеха» — созданной Александром Ивановым школе кадрового резерва для российской индустрии юмора. С первого выступления стало ясно, что у этого автора есть своя харизма и своя тема — описание комического абсурда совершенно обыденной жизни советского человека.
В биографии Задорнова есть важная строчка — в 1984 году он стал редактором отдела сатиры и юмора в журнале «Юность». Этот журнал был одним из самых дефицитных тогдашних медиа — руководимая поэтом Андреем Дементьевым редакция представляла из себя своего рода постоянно действующее креативное пространство, а в самом журнале печатались молодые и зачастую очень смелые авторы. Немалая заслуга в этом как раз Задорнова, с которым журнал и вошел в Перестройку, став одним из ярких ее явлений.
«Партия сахар и масло считает продуктами вредными, поэтому народу их не дает. Съедает сама»,
— чтобы во времена уже наступившего тотального дефицита и еще неотмененной 6 статьи советской Конституции (утверждавшей руководящую роль КПСС) опубликовать такое под своим именем, нужна была определенная смелость.
По мере ослабления руководящей роли КПСС в фокус общественного внимания все больше и больше смещался Задорнов.
Так, например, уже в 1991 году именно он записывал новогоднее обращение к россиянам.
Этот безумный и смешной шаг телевизионщиков был абсолютно политически оправдан — СССР к тому моменту четыре дня как перестал существовать, отмененный Беловежскими соглашениями. Говорят, что писатель так увлекся, что пришлось задержать бой курантов относительно точного времени. Правда, вслед за ним в эфир вышел Борис Ельцин — но с Новым годом россиян все равно поздравил самый популярный на тот момент юморист. Собственно, в начале 90-х он как раз начал сам исполнять свои произведения. К тому моменту он уже был состоявшимся автором: сочинения Задорнова стали исполнять со сцены многие артисты (но чаще всего сатирик сотрудничал с Евгением Петросяном — многим памятны его монологи «Аутогенная тренировка», «Хромосомный набор», «В курилке»). В конце 80-х у Задорнова начали выходить книги и авторские сборники (всего их в его библиографии около полусотни) — в них, как правило, он собирал свои монологи, которые обеспечивали успех его концертным программам.
На долгие годы он и остался едва ли не самой популярной неполитической фигурой — переключая каналы в поисках убежища от свежих новостей, россияне часто останавливались на любом из них, где он, сочетая простоту шуток с элегантностью речи и вида, позволял смехом разогнать мрак информационных 90-х или безвременье нулевых.
Он был востребован и хорошо это использовал — был автором и ведущим передач, не нуждающихся в представлении — «Аншлаг», «Смехопанорама», «Сатирический прогноз», «Дочки-матери».
То есть был одним из главных действующих лиц той эпохи российского юмора — и вместе с ней немного ушел на второй план. Он, собственно, никогда и не выходил из центра внимания — быть может, до тех пор, пока в российской стендап-комедийной индустрии просто не сменились игроки и эпохи, и на смену условному «Аншлагу» не пришел условный «Камеди клаб». В последние годы Михаил Задорнов был обязательным участником новогодней программы канала РЕН ТВ, вел юмористические и сатирические шоу на других каналах, а в новости попадал либо в связи со своей болезнью, либо из-за событий на Украине — в 2014 году сатирик был включен в один из первых «черных списков» российских деятелей культуры, которым запретили въезд в эту страну (вместе, например, с Иосифом Кобзоном и Иваном Охлобыстиным); уже весной этого года СБУ подтвердила, что Задорнов находится в числе персон нон грата.