Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Надоело, что нас разделяют по флагам государств»

Алиса Хазанова рассказала о своем англоязычном кинодебюте «Осколки»

«Газета.Ru» поговорила с Алисой Хазановой о ее режиссерском дебюте, фильме «Осколки» — картине о том, как муж и жена, чей брак дал трещину, переживают по кругу один и тот же день в странном нью-йоркском отеле. Хазанова рассказала о том, почему решила снимать фильм на английском языке, а также как стала режиссером, уже освоив профессии балерины и актрисы.

— Вы говорили, что снимали на английском из-за того, что это более универсальный язык, чем русский. Этот расчет сработал?

— Знаете, универсальность штука тонкая, слишком рассчитывать на нее не стоит. Но мне кажется, что для драматургии сценария «Осколков» этот язык подходит больше русского. Он более удачно ложится в эту форму. Я снимала кино про безвременье,

в английском есть нужная для этого нейтральность, которая отгораживает от каких-то особенностей культурного кода, присущих другим языкам.

Если бы я снимала на русском, в кадре была бы нужна совсем другая фактура. С другой стороны, в этом был вызов, хотелось показать, что не важно, где ты снимаешь кино. Что можно поехать из Москвы в Нью-Йорк, если у тебя есть четкое понимание того, что ты хочешь сказать.

Мне немножко надоело, что всех разделяют на кланы, принадлежащие к флагам государств.

Мне же хотелось высказаться в едином творческом пространстве, не разделенном по национальному признаку.

— То есть вы с самого начала писали сценарий на английском?

— Да, сразу было понятно, что это самый подходящий язык для этой истории. Плюс мы писали вместе с Майклом Куписком, который живет в Лос-Анджелесе.

— А откуда вы его знаете?

— Нас в Лос-Анджелесе познакомили друзья, разговорились про кино, слово за слово. Как-то все сложилось. Майкл – начинающий сценарист, я была в каком-то пограничном состоянии и почувствовала, что готова попробовать рассказать в кино какую-то свою историю. Удачное стечение обстоятельств, в общем.

— В фильме собственно история рассказана очень прихотливо. Был какой-то изначальный импульс, сюжет? Как он звучал?

— Нет, истории самой по себе не было. У меня были какие-то зарисовки, которые просто приходили мне в голову. Допустим, вот человек – я даже не о себе сейчас, а вообще – спит и ему снится какая-то интересная, очень интенсивная жизнь. А потом он просыпается, открывает глаза и видит спину человека, который лежит рядом. Может быть, мне приснилось что-то такое, захотелось показать это на экране.

Идея о постоянно повторяющемся дне, о цикличности действия, тоже пришла мне ночью. Мне многое вообще приходит в этом состоянии между сном и явью.

Майклу эти мои мысли понравились, мы начали работать, писать. Это заняло почти год. Я летала в Америку, Майкл один раз прилетал в Москву. У нас было четыре драфта, был какой-то более жанровый вариант, даже пробовали переводить на русский в какой-то момент… Но это было сделано для того, чтобы убедиться, что так эта история не работает. В итоге мы вернулись к оригинальному варианту. Я поняла, почему Дэвид Линч в своей книжке «Поймать большую рыбу» писал о том, как важна верность оригинальной идее.

Энергию, которая появляется в момент, когда ты придумываешь кино, ничем невозможно заменить.

Сыграло свою роль и то, что я в какой-то момент дала почитать сценарий Роме Волобуеву (сопродюсер «Осколков» — «Газета.Ru»), который как раз и посоветовал вернуться к первому варианту и совсем чуть-чуть — но очень точно — его отредактировал.

— После первых показов зрители говорили о сходстве с фильмом Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде». Вы действительно на него ориентировались?

— Да, потому что момент вот это наваждение – когда появляется человек и говорит, что у тебя есть другая жизнь – совершенно меня завораживает. Мне кажется, многим знакомо это состояние, когда ты начинаешь думать, что реально, что правда, а что нет. Что порядок вещей, возможно, совсем другой, чем ты думал всю жизнь. Из этой точки можно уйти очень далеко – до размышлений о существовании параллельных реальностей. Меня эта тема очень вдохновляет на творчество (улыбается).

— Вы упомянули Линча, который, по свидетельствам очевидцев, снимает будто по наитию и терпеть не может объяснять, что он хотел сказать, где проходит граница между реальностью и наваждением. Вы знаете, где она в вашем фильме? Я знаю, что многих из тех, кто уже видел «Осколки», это интересует.

— Ну, смотрите. Есть точка обнуления – когда героиня просыпается. А дальше… Знаете, мне бы не хотелось здесь ничего разжевывать – не из вредности, а просто потому, что

есть какие-то вещи, которые исчезают, когда пытаешься из разъяснять.

Но вообще, для меня это пространство, весь этот отель – живой организм, как будто чей-то мозг. Его коридоры и двери – это коридоры и двери мысли, лабиринт сознания, так что и движение между ними происходит неосознанно. В общем, я не очень могу объяснить, как это работает, но мне кажется очень интересным про это думать. То есть ответа на ваш вопрос – какое из пространств более реально – просто не существует. Это лабиринт, который героиня проходит раз за разом, пока не находит для себя возможность из него выйти. Простите, я путано говорю, но не знаю, как про это говорить иначе.

— А куда уходят герои, когда находят выход?

— Ну, бармен очень долго существовал в этом пространстве, устал и уходит на пенсию (смеется). Куда уходит героиня – вопрос. Но я знаю, что на ее место приходит муж. Ну то есть приходит его очередь пройти свой путь по этому лабиринту. Когда я про это думаю, понимаю, что эта история, эти герои уже существуют немного отдельно от меня. Поэтому и ответы всегда немножко разные.

— Давайте теперь вернемся немного назад. Вы вообще давно хотели стать режиссером? Как это случилось?

— Да не то, чтобы давно. Я же и в кино не сразу пришла, потом захотела стать актрисой. И все это время шел какой-то процесс накопления ощущений, который в итоге вылился в то, что это привело меня к режиссуре. Это происходило очень постепенно, но совершенно естественно.

Мне неоднократно говорили, что у меня мозг устроен по-режиссерски, может получиться хорошо.

Я отказывалась одно время, а потом подумала, почему бы и нет.

Разные наши кризисы и фрустрации могут приводить в черную дыру, а могут становиться толчком для развития.

Я в какой-то момент почувствовала сильную потребность что-то создавать самостоятельно. Произведение, простите, искусства (улыбается). И очень важно, что в этот момент у меня появились единомышленники – мне очень повезло, хоть и не сразу. Я с самого начала хотела снимать фильм в Америке, у меня было очень четкое видение того, каким он должен быть. То есть он полностью был у меня в голове. Но меня так запугали сложностью съемок в Нью-Йорке, что я в какой-то момент устала от этих разговоров и съемки отложились на год. Но потом стали появляться люди, благодаря которым все и состоялось.

— Вы с самого начала решили играть в картине сами, не пробовали найти актрису на главную роль?

— Не-а. Причем это не моя актерская амбиция, а просто способ изложения истории.

Если бы мне пришлось просто режиссером, нервов и рефлексии было бы несравнимо больше.

Изнутри, как ни странно, было проще руководить процессом. Ну и потом это же не актерская роль по сути. Героиня очень закрытая, она как отражатель, который направляется в разные стороны и становится проводником для зрителя.

— Сейчас в российском кино регулярно ведется дискуссия о том, что можно показывать на экране, что нельзя. У вас есть какая-то самоцензура?

— Да нет, конечно. Есть истории, которые хочется рассказывать, а есть те, которые не хочется. Вот и все ограничения. Другое дело, что мне не нравится подход из серии «Чем удивлять будем?». Я не люблю это в театре, не люблю это и в кино.

— Насколько важно и ценно для вас то, что вы совмещаете несколько профессий, несколько раз переходили из одной в другую?

— Очень важно, конечно.

Это разные способы общения со зрителем. В театре он один, в балете – другой, другое мироощущение в целом. В режиссуре – третий.

И когда этих методов много они наслаиваются друг на друга, получается такое внутреннее 3D. Ты видишь и ощущаешь больше, чем если ты владеешь только одним способом донесения информации. Я верю в то, что нужно собирать разные навыки, это дает возможность больше донести до зрителя. Меня вообще завораживает логика интерпретации одних и тех же вещей разными людьми. Допустим, одну и ту же песню можно спеть совершенно по-разному, и мне всегда интересно, как человек выбирает способ интерпретации, его логика.

Я не могу сказать, что пробовала себя в разных областях, я копила навыки. А режиссерская профессия, наверное, лучший способ собрать их все воедино.

— Но вы же работали в театре, почему не занялись театральной режиссурой?

— Там есть многослойность. Нет, не то, чтобы ее не было в литературе, просто я очень визуальный человек, мне это ближе. Кроме того, я верю в то, что помимо потребности в высказывании, автором движет возможность не дать людям забыть о каких-то важных вещах – чувствах, эмоциях, о том, что нас делает людьми.

Это дар, а ты просто проводник. И у визуальных образов есть много планов, слоев, каждый из которых, в конечном счете, возвращает каждого конкретного зрителя к его личным переживаниям. Приводит к диалогу с самим собой. Мне бы хотелось, чтобы этот диалог был открытым и честным, потому что только тогда человек может двигаться, развиваться, а не только механически повторять изо дня в день одни и те же действия.

Я не смотрю телевизор, но когда я попадаю в пространство, где он есть, мне становится страшно, потому что я вижу на экране биороботов, которые забыли о том, что такое человеческие отношения.

То же касается газет и процессов, которые происходят у нас в обществе. Это ведет к чудовищному нарушению коммуникации, в результате которого люди доходят до совершенно жутких вещей, ужасной боли, только пройдя через которую у человека получается почувствовать себя живым. Мне хочется дать возможность избежать этого пути, не дать превратиться в зомби.

Новости и материалы
Путин рассказал, кто вынудил Россию начать СВО
Путин выступил против навязывания модели одной страны всем остальным
Путин рассказал о жалобах европейских лидеров на США
Путин опроверг риторику Запада о конфликте «всех со всеми»
Саратовского учителя, в которого школьник бросил стул, уволили с работы
Губерниев призвал Карпина вызвать Дзюбу в сборную России
Путин назвал НАТО анахронизмом
Пожарные спасли собаку, плававшую по каналу на затонувшей тележке
Путин заявил, что искусственные барьеры тормозят взаимовыгодное развитие
Путин заявил, что РФ не ставит вопрос «мы или они»
Путин заявил, что острые конфликты осложняют мировое развитие
Путин рассказал о формировании нового мирового устройства
Трампа убрали из «Миротворца»
Путин заявил, что человечеству грозит утрата традиционных ценностей
В России планируют вывозить брошенных и раненых животных из зоны СВО
В «Спартаке» назвали основные качества Станковича
Путин заявил о приближении мира к «опасной черте»
Путин заявил об отсутствии гарантий неприменения Западом ядерного оружия
Все новости