Путь к успеху
Роберто Бениньи родился в 1952 году в одной из коммун Тосканы, в бедной семье. Родители — оба были простыми рабочими — пытались сделать из единственного сына священника, но он сбежал из семинарии после двух месяцев обучения — правда, этот поступок не мешал ему считать себя верующим человеком. Бениньи учился в институте на секретаря, освоил машинопись и стенографию, но карьеру решил делать на сцене. Первые опыты, впрочем, были не самыми удачными. Он с шестнадцати лет пытался пробиться на эстраду, проходил отбор на музыкальные конкурсы и даже стал жертвой мошенника, которому заплатил приличные деньги за издание своего альбома — обернувшееся полным фиаско, поскольку на записи никому не известного певца покупателей просто не нашлось.
Спас положение и самого Бениньи театр.
Осенью 1971-го в Прато (второй по величине город Тосканы) он принял участие в нескольких театральных постановках, а некоторые даже поставил в качестве режиссера. Окончательный прорыв случился в 1975-м, когда вышел спектакль «Cioni Mario di Gaspare fu Giulia», написанный Джузеппе Бертолуччи (итальянский режиссер и сценарист, младший брат Бернардо Бертолуччи). Следующей ступенькой для Бениньи стало телевидение — он участвовал в нескольких комедийных шоу, а слава настигла его после сериала под названием «Onda Libera». Правда, эта слава была весьма сомнительной и скандальной — в шоу Бениньи показал собственную интерпретацию сатирической пьесы «The Hymn of the Body Purged» («Гимн очищению тела»), в которой широко использовались наработки скатологии. Сериал был закрыт по цензурным соображениям, но имя актера в результате всего этого оказалось на слуху, а его популярность возросла после участия в комедийном шоу «L'altra domenica» («Другое воскресенье»), в котором Бениньи сыграл ленивого кинокритика, пишущего рецензии на фильмы, которые не видел.
Бениньи в кино
Впервые Бениньи появился на большом экране в картине Джузеппе Бертолуччи «Берлингер, я люблю тебя» (Berlinguer ti voglio bene), вышедшей в 1977 году. А через два года и Бернардо Бертолуччи пригласил его в свой фильм «Луна» — правда, на очень небольшую роль. В 1983-м Бениньи дебютировал и как кинорежиссер, поставив комедийный альманах «Ты беспокоишь меня», в котором собрал собственные рассуждения о боге; Бениньи также сыграл в картине главную роль и снял в ней свою жену Николетту Браски.
В 80-е он вообще много снимал и снимался, оказавшись на пике популярности как продолжатель традиций итальянских комиков предыдущего поколения.
Это, впрочем, не мешало ему участвовать в работе над политическими документалками вроде «Прощание с Энрико Берлингуэром», посвященной лидеру итальянских коммунистов, ходить на политические демонстрации (с теми же коммунистами) и называть папу Иоанна Павла II «грубым» во время прямого эфира.
За пределами Италии Бениньи стал известен благодаря сотрудничеству с Джимом Джармушем.
В 1986-м он сыграл одну из главных ролей (вместе с Томом Уэйтсом и Джоном Лури) в черно-белом фильме Джармуша «Вне закона», а в 1991-м — в одной из частей его трагикомедии «Ночь на Земле». К концу 80-х, впрочем, Бениньи был уже признан на международном уровне. Он сыграл в последнем фильме Федерико Феллини «Голос Луны» (вместе с Паоло Вилладжо), а в 1990-м стал членом жюри Берлинского кинофестиваля.
«Жизнь прекрасна»
Но наибольшую славу за пределами Италии Роберто Бениньи получил после фильма «Жизнь прекрасна». Историю отца и маленького мальчика, которые во время Второй мировой войны оказываются в нацистском концлагере и играют в игру на выживание, критиковали после выхода — за то, что режиссер привнес в Холокост комедийные интонации, что не показал настоящих страданий. Впрочем, Бениньи еще на этапе съемок консультировался с разными еврейскими организациями, а при работе опирался на опыт своего отца (он три года провел в таком лагере) и на биографию Рубино Ромео Сальмони — итальянского еврея, узника Освенцима.
Фильм стал обладателем Гран-при жюри Каннского кинофестиваля в 1998 году, а также получил семь номинаций на «Оскар», из которых выиграл три —
за лучший саундтрек, мужскую роль (сам Бениньи) и как лучший фильм на иностранном языке. При этом «Жизнь прекрасна» была представлена и в других главных номинациях премии Американской киноакадемии — «лучший фильм» и «лучший режиссер».
Кроме того, «Жизнь прекрасна» выиграла французскую премию «Сезар» (номинация «лучший фильм на иностранном языке») и британскую BAFTA (лучший актер — Роберто Бениньи).
После триумфа
Больше настолько же громких проектов в карьере Бениньо не случилось. Он сыграл одну из ролей второго плана во французской комедии «Астерикс и Обеликс против Цезаря». Потом взялся за «Пиноккио» — экранизацию известной сказки о деревянной кукле, но этот фильм (он вышел в 2002 году) обернулся финансовым провалом. При огромном по европейским меркам бюджете ($40 млн) мировые сборы оказались лишь немногим больше.
Впрочем, вряд ли про Бениньо можно сказать, что он опустил руки.
Роберто Бениньи фактически коллекционирует почетные степени доктора различных учебных заведений — так, он стал доктором философии в университетах Бен-Гуриона (Израиль) и Сан-Рафаэлле (Милан), получил эти награды от вузов Бельгии, Мальты, Греции и Канады. А в середине нулевых придумал полуторачасовой моноспектакль «TuttoDante» (ВесьДанте), показывал его в Италии (более 130 шоу по всей стране), совершил международное турне (для которого специально выучил английский язык), выступал в США, Канаде, Аргентине — и даже стал почетным гражданином Буэнос-Айреса.
Про кино Бениньо тоже не забывает — хотя с 2005 года не снимает ничего как режиссер, он не мог не принять участие в картине Вуди Аллена «Римские приключения», которая в оригинале называется «В Рим с любовью».