Занимающая сейчас пост директора Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум стала шестым фигурантом уголовного дела, по которому ранее были задержаны Кирилл Серебренников, Алексей Малобродский и другие. 27 октября Басманный суд определил ей срок домашнего ареста — два месяца, до 26 декабря.
Софья Апфельбаум была задержана в четверг, 26 октября, после допроса в Следственном комитете и провела ночь в изоляторе временного содержания. СК предъявил ей обвинение по части 4 статьи 159 УК России — мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере. Представители СК полагают, что именно она выделила АНО «Седьмая студия» деньги, которые якобы были похищены.
«По версии следствия, вступив в сговор с художественным руководителем АНО «Седьмая студия» Серебренниковым, Апфельбаум в 2011-2014 гг. от имени Минкультуры России подписывала с данной организацией соглашения о предоставлении государственных субсидий в сумме свыше 214 млн руб. и обеспечивала последующее согласование поступавшей по итогам их исполнения отчетной документации, содержавшей завышенные сведения о количестве и стоимости проводимых мероприятий, чем способствовала хищению Серебренниковым и иными лицами бюджетных денежных средств в размере не менее 68 млн руб.», — говорится в заявлении СК.
Свою вину Апфельбаум не признает, рассказала в четверг ее адвокат Ирина Поверинова. На судебном заседании следствие подтвердило, что обвиняемая отрицает вину в инкриминируемом ей преступлении, однако якобы признает свою халатность, которая могла стать причиной произошедшего.
Ни адвокат, ни сама Апфельбаум в ходе заседания суда это никак не подтвердили.
О мере пресечения, не связанной с лишением свободы, просила на судебном заседании и сама Апфельбаум, и ее адвокат Ирина Поверинова.
«Я работаю в театре, театр должен работать», — сказала Апфельбаум. Защитник предложила суду отпустить директора РАМТа под залог в 1 млн рублей. Однако следствие в ответ заявило, что установило факт общения Апфельбаум с другим подозреваемым по делу, Алексеем Малобродским, 25 мая (то есть спустя два дня после обысков у нее и Серебренникова), и уже только поэтому бывшего руководителя департамента Минкультуры необходимо изолировать.
В ответ Апфельбаум заявила о том, что переписка с Малобродским возникла для того, чтобы вспомнить детали дела, а не чтобы скрыть их.
Аргументы о том, что Апфельбаум являлась на каждый допрос следователя, суд также не счел достаточными. Прогулки, о которых также попросила адвокат (таким правом пользуется, например, Кирилл Серебренников), судья Артур Карпов не разрешил тоже.
Такую меру пресечения назвал «избыточной» художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин.
«Софья Апфельбаум — честнейший и скрупулезный человек, блестящий профессионал, обвинения в ее адрес беспочвенны.
Ее присутствие на работе совершенно необходимо для нормального функционирования нашего театра, — сказал Бородин. — До сих пор Софья Михайловна аккуратно и четко выполняла все, что требовало от нее следствие, являлась на все допросы».
Ректор Школы-студии МХАТ, актер Игорь Золотовицкий признался «Газете.Ru», что находится «в растерянности» от вердикта суда.
«Становится все тревожнее и тревожнее.
Почему надо таким образом обращаться с людьми? Чтобы деморализовать? Кого — подозреваемых или нас, его коллег?», — прокомментировал Золотовицкий. При этом параллели «дела Седьмой студии» с «делом врачей» Золотовицкий назвал натянутыми. «Нет, это наша новейшая история», — сказал он.
Апфельбаум задержана по так называемому «делу «Седьмой студии» — театральной организации, созданной Кириллом Серебренниковым из студентов его курса. Они принимали участие в мультижанровом проекте «Платформа» — именно на этот проект Правительство РФ выделяло средства, которые сейчас упоминаются в уголовном деле как похищенные. Минкульт в этом деле был признан потерпевшим. Должность главы департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкульта Апфельбаум занимала как раз во время существования «Платформы».
«Дело «Седьмой студии» началось в мае этого года. Тогда обыски прошли во многих местах, в том числе в доме Серебренникова и в возглавляемом им театре «Гоголь-центр», а также в рабочем кабинете Апфельбаум и у нее дома. Оба театральных деятеля получили тогда статус свидетелей. Вечером 23 мая были арестованы экс-бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева (она несколько месяцев провела в СИЗО, пошла на сделку со следствием и была отпущена под домашний арест), бывший гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин (он сразу был помещен под домашний арест), а летом правоохранительные органы задержали экс-директора «Гоголь-центра», бывшего продюсера «Седьмой студии» Алексея Малобродского (он оставлен в СИЗО).
В августе был арестован и Серебренников, которого суд отправил под домашний арест, не разрешив работать над текущими творческими проектами — постановкой балета «Нуреев» в Большом театре и съемками фильма «Лето» о Викторе Цое.
В октябре Басманный районный суд Москвы продлил домашний арест Серебренникову до 19 января, а также оставил в СИЗО Алексея Малобродского.