Снаружи
Московская премьера фильма Алексея Учителя «Матильда» прошла в условиях повышенных мер безопасности. Территория, прилегающая к кинотеатру «Октябрь», была оцеплена, выставлены ограждения, а кинологи до начала сеанса проверили все залы. За безопасность зрителей отвечали около 60 человек, в том числе, полицейские и сотрудники ЧОП, которые работают в «Октябре», а также сотрудники ФСО. Внутри кинотеатра также находились сотрудники полиции.
Еще до начала показа прошло первое задержание —
женщина с плакатом «Руки прочь от святого царя» призывала прохожих «не смотреть провокационный фильм».
Правда, читающего молитвы мужчину, который стоял рядом со входом в «Октябрь», никто не прогонял. Массового протеста, впрочем, не случилось, хотя противники фильма продолжили свои выступления и после начала сеанса. К концу просмотра полицейский главк отчитался о семи задержанных «православных» активистах — трое из них, представившиеся активистами движения «Царский крест» (одна из самых активных организаций, участвовавшей в кампании против фильма), пытались устроить несанкционированный митинг у «Московского дома книги» на Новом Арбате.
Внутрь попасть протестующим не удалось. Крепкие мужчины в жилетках движения «Сорок сороков» были оттеснены охраной к дверям близлежащей кофейни и там давали интервью журналистам федеральных телеканалов. Лишь некий человек с бородкой пытался всучить артисту Евгению Миронову тридцать серебренников с отпечатанным на них лицом Ларса Айдингера, но его пыл быстро и вежливо охладили сотрудники ФСО.
Внутри
— Ваше приглашение?
— Ты посмотри на меня и больше не проси.
Несмотря на усиление мер безопасности, превратившее центральный московский кинотеатр в обособленную турникетами зону, Юлия Соломоновича Гусмана было не остановить даже специально проинструктированным охранникам. Под напором шоумена и сценариста служителям порядка оставалось лишь молча потупиться.
На втором этаже фойе «Октября» тем временем выпили все шампанское и осаждали товарищей Гусмана по остроумию — в какой-то момент на красную дорожку подряд ступили Владимир Винокур, Владимир Вишневский и Михаил Грушевский. Все они охотно раздавали комментарии, тем более, что у Винокура был еще и легитимный повод —
он выступил одним из ключевых продюсеров многострадальной картины и сходу заявил журналистам, что сожалеет, что «Матильду» не отправили на «Оскар».
В целом обстановка царила вполне благостная. Сотрудники кинотеатра время от времени гоняли возникавших то тут, то там уборщиц, портящих торжественную картину, дорогие гости отдыхали в VIP-зоне. Среди пришедших почтить Учителя были, впрочем, не только возрастные коллеги, но и более молодые режиссеры — такие как режиссеры Константин Богомолов, Алексей Попогребский и Алексей Мизгирев. Периодически будто из ниоткуда возникал печальный дьякон Андрей Кураев в окружении случайной паствы из числа неравнодушных к одной из главных публичных фигур православной церкви.
Когда съемочная группа с чуть более чем получасовым опозданием поднялась-таки на сцену, первым слово взял Винокур. Он назвал Алексея Учителя и министра культуры Мединского «бойцами», а также порадовался тому, что премьерный вечер свидетельствует о победе над мракобесием. Алексей Учитель тоже не скрывал волнения, перечислил многих членов съемочной группы
и посетовал, что нападки на «Матильду» разрушают имидж России.
Итогом этого процесса Алексей Ефимович назвал то, что на московскую премьеру так и не приехали Ларс Айдингер, Луиза Вольфрам, Томас Остермайер и исполнительница главной роли Михалина Ольшанска. Айдингер и Ольшанска, впрочем, записали видеообращения с пожеланиями приятного просмотра. Таким же образом обратился к собравшимся и Данила Козловский, который сейчас находится в Ирландии на съемках.
Когда же картина наконец началась, в огромном первом зале «Октября» свободных мест не осталось даже на ступеньках. Очевидно, что
травля Алексея Учителя стала -— пусть и к его большому неудовольствию — действительно мощной пиар-кампанией его фильма.
Правда, особенного энтузиазма происходящее на экране у зрителей не вызвало, а знаменитая уже сцена, в которой у Матильды Кшесинской прямо на сцене Императорского театра обнажается грудь, вызвала не трепет, а негромкий смех. Свидетельствовавший, по всей видимости, о том, как все-таки далеко современная Россия ушла от эпохи Российской империи.
В Петербурге
Днем раньше, 23 октября, состоялась петербургская премьера — она прошла на Новой сцене Мариинского театра в Петербурге.
«Я, безусловно, волнуюсь. Я ждал этого дня: больше четырех лет мы шли к этой премьере, было много потрясающих, тяжелых, интересных, фантастических минут, — приводит слова режиссера «Интерфакс». — Сегодня для нас всех праздник, и я рад, прежде всего, тому, что в этой стране победил здравый смысл».
Он и там выразил сожаление в связи с тем, что исполнители главных ролей, Ларс Айдингер и Михалина Ольшанска, вынуждены были воздержаться от приезда в Россию (в том числе, вероятно, по соображениям безопасности), а
также снова пригласил Поклонскую посмотреть свой фильм.
Ранее депутат уже отклоняла подобные приглашения и не раз заявляла, что не собирается «мараться» и смотреть картину.
Безопасность официального показа в Петербурге обеспечивали бойцы силовых ведомств. «За несколько часов до показа усиленные наряды полиции, включая силы Росгвардии, прибыли охранять обе сцены Мариинского театра. Анонсирующих премьеру плакатов не было — вероятно, чтобы не создавать ненужный ажиотаж. Большинство зрителей пришли на показ по пригласительным билетам. Остальные могли купить билеты по цене от трех до шести тысяч рублей», — уточняет РИА «Новости».
Противники картины, в свою очередь, организовали молитвенное стояние у находящегося возле театра памятника Римскому-Корсакову. Впрочем, активистов было немного — представители СМИ насчитали всего около десятка тех, кто стоял в одиночном пикете. Правда, небольшой скандал анонимным активистам все-таки удалось устроить — они бросили на красную дорожку несколько спичечных коробков с экскрементами, но других провокаций устраивать не стали.
Ранее
Формально «Матильду» уже показывают давно. Самый первый показ состоялся еще в сентябре, за полтора месяца до выхода в прокат, во Владивостоке, в рамках кинофестиваля «Меридианы Тихого»; на него приезжал и Алексей Учитель, а интерес зрителей был настолько большим, что под демонстрацию были выделены все мощности четырехзального кинотеатра. Правда, запланированный на тот же день (11 сентября)
сеанс в московском «Иллюзионе» был отменен незадолго до начала — в кинотеатре объявили о технических проблемах,
а режиссер позже рассказал, что опасался кинокритиков, которые слишком рано напишут о фильме. Его перенесли на 25 октября.
Позже «Матильду» демонстрировали еще не раз — например, на выставке «Кино Экспо» в Петербурге (21 сентября), в сочинском кинотеатре «Люксор IMAX», фильм посмотрели и депутаты Госдумы — члены комитета по культуре и их коллеги. Все эти
показы сопровождались новыми заявлениями главного противника выхода «Матильды» в прокат — депутата Натальи Поклонской,
а также ее же обращениями в Генпрокуратуру с просьбой отозвать у картины прокатное удостоверение. Но правоохранительные органы оснований для подобного вмешательства не обнаружили, а в Минкультуры (которое и выдает разрешение на прокат) давно заявили, что вся процедура была проведена без нарушений.
Напомним, что кампанию за запрет «Матильды» Наталья Поклонская начала еще осенью 2016 года, когда работа над картиной еще продолжалась; она опиралась на письма возмущенных активистов промонархических и православных общественных организаций, а также на опубликованный весной 2016-го первый трейлер фильма. По ее запросу было проведено исследование фильма на предмет оскорбления чувств верующих (Николай II канонизирован РПЦ как «страстотерпец»). Прокуратура пыталась найти в «Матильде» нарушение закона, а у ее создателей (студии Учителя «ТПО «Рок») — финансовые нарушения. Общее число запросов Поклонской в прокуратуру за год — более сорока, но ни одна из проверок никаких нарушений не выявила.
Кинотеррор и ответ
Активисты, которые участвовали в кампании против «Матильды», даже начали считать себя выше закона. В начале 2017 года кинотеатральные сети получили письма, в которых их предостерегали от показов фильма, угрожая в противном случае различными неприятностями (например, поджогами). И когда в сентябре сначала грузовик въехал в кинотеатр в Екатеринбурге (исполнитель теракта думал, что там будет показана картина), а потом подожжены машины у офиса адвоката Учителя, объединенная сеть «Синема парк» и «Формула кино» отказались от проката «Матильды».
Впрочем, когда правоохранительные органы задержали активистов движения «Христианское государство — Святая Русь», которые и стояли за угрозами и поджогами, сеть решила все-таки показывать фильм своим зрителям.
Тем не менее, все предварительные показы «Матильды» сопровождались беспрецедентными мерами безопасности, к охране кинотеатров были подключены Росгвардия, МЧС и ОМОН.