В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась первая в России масштабная выставка французского художника с русскими корнями, яркого представителя Парижской школы Хаима Сутина. Экспозиция размещается в трех залах Главного здания на Волхонке и насчитывает более 60 работ — портретов, натюрмортов и пейзажей.
В рамках экспозиции представлены шедевры из собраний музея Оранжери, Центра Помпиду, Музея современного искусства города Парижа, Лувра, Музея Пикардии, Галереи Тейт, частных собраний разных стран, а также работы из коллекции московского Музея искусства авангарда.
О художнике
Хаим Сутин родился в 1893 году, он был десятым сыном портного из белорусского еврейского местечка Смиловичи. Увлечение живописью будущему художнику приходилось скрывать, в ортодоксальном иудаизме, которого придерживалась семья, было запрещено изображение человека.
«Его страсть к рисованию поддерживали мать и мудрый добрый деревенский раввин… Когда Сутину исполнилось шестнадцать… его вместе с Михаилом Кикоином… отправили учиться у настоящего художника Кругера, который за два месяца обещал сделать из них настоящих художников», — рассказывала в своей книге «Моя жизнь с художниками Улья» русская художница Парижской школы Маревна (Мария Воробьева-Стебельская).
Из Минска Сутин уехал в Вильно, поступил в Школу изящных искусств, а в 1913 году перебрался в Париж, где записался в ателье Кормона в Академии изящных искусств. Довольно скоро Сутин понял, что академические занятия ему скучны и занялся самообразованием в Лувре, изучая картины старых мастеров, в особенности, Рембрандта.
Первые 10 лет во Франции художник бедствовал, жил в нищете в легендарном «Улье» — международном общежитии бедных художников на левом берегу Сены. Он брался за любую работу и даже разгружал вагоны и баржи.
Переломным в жизни Сутина стал 1923 год, когда его картины заметил американский коллекционер Альберт Барнс.
«Этого художника я искал всю жизнь!», — сказал Барнс, увидев «Портрет кондитера». У галериста Лео Зборовского, работавшего с Сутиным, коллекционер купил 52 работы. В этом же году картины показали сначала на выставке в Париже, а затем в Академии изящных искусств Пенсильвании. Благодаря Барнсу Сутин обрел признание, а вместе с ним и материальное благополучие. С середины 1920-х произведения художника регулярно выставляли ведущие галереи Франции, США, Англии. Его полотна стали частью крупнейших европейских и американских частных коллекций и музеев.
Сутин умер в разгар Второй мировой войны в возрасте 50 лет, страдая от долгой и тяжелой болезни. В последний путь его провожали всего несколько человек, среди которых, впрочем, был и знаменитый Пабло Пикассо.
Сейчас работы Хаима Сутина оцениваются в миллионы долларов. Так, в мае 2013 года полотно «Маленький кондитер» было продано на аукционе Christie's за $18 млн.
Портреты
«Искусство Сутина — это сама экспрессия. Его картины напрямую апеллируют к сердцам людей. Они крайне выразительны. На холстах он изображает, фиксирует свои эмоции, так что зритель не просто видит их — он может к ним прикоснуться», — сказала на открытии выставки президент музеев Орсэ и Оранжери Лоранс де Кар.
Знакомство с экспозицией начинается с зала портретов и автопортрета самого Сутина — небольшой картины в зелено-желтых тонах.
Известно, что Сутин не отличался примечательной внешностью и изображал себя без особой любви, а порой и подчеркнуто грубо.
«Внешне Сутин был некрасив: сутулый, с короткой шеей, втянутой в плечи, с крупными чертами лица и тяжелой челюстью, как у деревянной скульптуры, высеченной топором доисторического мастера. Копна жестких, темных волос, постриженных по-крестьянски в кружок, скрывала низкий лоб и большие оттопыренные уши. Выразительные, глубоко посаженные темные глаза под набрякшими, покрасневшими веками смотрели исподлобья. У него был толстый нос с узкой переносицей и полные губы, он причмокивал во время разговора, и в уголках большого рта появлялись белые пузырьки. Чудная, искренняя, располагающая улыбка обнажала потемневшие, с желтым налетом больные зубы, и так и хотелось упрекнуть его: «Сутин, вы не почистили зубы!».
Но более всего поражали его небольшие, изящные и слабые, как у ребенка, кисти рук. Казалось невероятным, что эти руки могут писать такие мощные полотна», — описывала портрет Сутина художница Маревна.
Почти все портреты Сутина поясные, а изображения в полный рост, такие как, например, «Служка», встречаются редко. Глаза у героев, в отличие от поз, выразительных рук и деталей одежды, прописаны нечетко, а в некоторых случаях пустые, почти отсутствуют. То же и с фоном — ему художник зачастую не уделяет никакого внимания.
Экспозиция показывает хрестоматийные работы мастера, среди которых: «Сиеста», «Большая шляпа», «Девушка в красном, опирающаяся на стул», «Ребенок с игрушкой», «Женщина, входящая в воду».
Натюрморты
«Туша быка», «Натюрморт с индейкой», «Курица на фоне кирпичной стены», «Мертвый кролик и пороховница» — на этих и других представленных на выставке натюрмортах Сутин изображает туши убитых животных, дичь, рыбу, делая это талантливо, ярко, детально и глубоко. В его работах смерть красива, а мертвая по сути плоть продолжает жить, не вызывая своим видом ни отвращения, ни ужаса.
По словам куратора выставки Клэр Бернарди, в детстве Сутин увидел, как
мясник перерезал горло птице. Когда хлынула кровь, мальчик хотел закричать, но не смог: крик застрял в горле.
Позднее он признавался, что через картины пытается освободить собственный детский крик. Уже во взрослом возрасте, находясь в Париже, художник часами разглядывал скотобойню, расположенную по соседству с «Ульем».
Пейзажи
В отличие от натюрмортов, пейзажи Сутина избегают натурализма. Домики самых разных форм и размеров жмутся друг к другу, подставляют солнцу черепичные крыши, убегают от ураганного ветра, нарушая привычные законы композиции и искажая пространство. Ранние пейзажи напоминают картины Сезанна и Ван Гога.
Пейзаж в творчестве Сутина появляется в 1918 году, когда его агент Леопольд Зборовский отправляет художника в городок Сере. Между тем, Сутин позднее стыдился пейзажного периода и даже пытался уничтожить некоторые из своих картин.
Цвет
Красная лестница, голубые горы, золотистый цыпленок, огненная туша — Сутин очень любил глубокие насыщенные цвета, среди которых сочный красный занимает особое место. Красная лестница исчезает за поворотом улицы («Красная лестница в Кань»), красные гладиолусы без листьев ломают мрачное пространство фона («Гладиолусы»), мальчик в красных одеждах и таком же колпаке, похожий на старичка или гнома, держит в руках игрушку («Ребенок с игрушкой»), женщина в яркой красной кофточке отдыхает возле большого дерева («Сиеста»).
Экспрессивность, о которой любят говорить искусствоведы, изучающие Сутина, физически чувствуется на выставке буквально в каждом портрете.
Кроме работ Хаима Сутина в Пушкинском музее также представлены картины старых мастеров, оказавших влияние на художника (Жан-Оноре Фрагонар, Жан-Батист Симеон), и произведения современных художников, считающих себя «учениками» мастера: Фрэнсиса Бэкона, Франка Ауэрбаха, Джексона Поллока, Марка Ротко. Выставка будет работать до середины января следующего года.