Комиссар полиции из Кельна Гереон Рат (Фолькер Брух) приехал в Берлин, чтобы найти шантажистов одного политика. Он работает в отделе нравов, который борется в том числе и с производителями порнографии – это помогает ему узнавать нужные для расследования детали. У его напарника Бруно Вольтера (Петер Курт) есть подозрения в отношении нового коллеги, но до открытого противостояния два полицейских не доходят.
У Шарлотты Риттер (Лив Лизи Фрис) очень бедная и большая семья, и она хватается за любую работу. Однажды ей везет, и ее принимают в убойный отдел архивистом; Шарлотта знакомится с Ратом и даже помогает ему пережить приступ. И никто не знает, что по ночам девушка ведет совершенно другую жизнь – например, посещает шикарные танцевальные вечеринки.
Берлинские троцкисты готовятся к первомайским выступлениям – печатают листовки, брошюры и с помощью военных провозят из СССР в Германию некий секретный груз.
Но за их деятельностью внимательно следит советское посольство в Берлине, и когда певица Светлана (Северия Янушаускайте) раскрывает местоположение типографии, туда с автоматами наведываются суровые мужчины, которые говорят по-русски. Избежать расправы смог только один человек – руководитель троцкистской организации.
На немецком канале Sky 1 (и на российском TV1000 Premium HD) начался показ сериала «Вавилон-Берлин», в котором Том Тыквер с товарищами показали Веймарскую республику, сделав ее похожей на Чикаго времен сухого закона – но с большевиками и троцкистами.
Немецкие телесериалы не слишком часто попадают на международный рынок и еще реже добираются до России. Конечно, когда в работе над фильмом участвует Том Тыквер, снявший «Парфюмера» и ставший одним из постановщиков (вместе с братьями-сестрами Вачовски) «Облачного атласа», проект обречен на повышенное внимание.
Так случилось и с сериалом «Вавилон-Берлин», к которому Тыквер написал сценарий и в котором был режиссером всех серий первого сезона – вместе со своими германскими коллегами Хендриком Хандлёгтеном и Ахимом фон Боррисом. Например, сериал уже приобрел для показа американский Netflix, который вряд ли польстился бы только на одно имя постановщика – и который знаком с работами Тыквера не понаслышке: вместе с Вачовски он делал для этого сервиса продержавшийся два сезона сериал «Восьмое чувство».
Но если к «Восьмому чувству» можно было высказывать претензии, то «Вавилон-Берлин» лишен всех недостатков, которые вызывали критику совместной работы Тыквера и Вачовски.
Сериал основан на серии романов немецкого писателя Фолькера Кутчера, который описывал весьма сложную эпоху в истории Германии – конец 1920-х и начало 1930-х годов, фактически следуя по стопам Ремарка, но больше ориентируясь на детективную составляющую.
На экранизацию Ремарка похож и получившийся фильм. Главный герой «Вавилона-Берлина» — ветеран Первой мировой, полицейский инспектор из Кельна Гереон Рат, который приезжает в Берлин, чтобы завершить расследование дела о шантаже политика из своего родного города. Любопытно, что этим политиком оказывает Конрад Аденауэр – человек, который так и не принял власть нацистов, а после Второй мировой возглавил ФРГ и сумел вывести страну из острого кризиса.
«Вавилон-Берлин» по своему точен в отображении текущих политических реалий того времени. В 1929-м в немецких городах еще не развешивали нацистские флаги, Германия жила по законам Веймарской республики, а ее граждане пытались забыть ужасы совсем недавно завершившейся поражением войны – попытками заработать на пропитание или производством порнографии. По-разному, в общем. У Ремарка в книгах тоже все было по-разному – одни никак не могли найти цель в новой жизни, другие, наоборот, ударялись во все тяжкие.
Также ведут себя и герои сериала.
Роскошь соседствует с вопиющей бедностью, и мало кого это соседство заботит – у всех свои собственные проблемы. Коммунисты активничают – да еще и ненавидящие друг друга сталинисты (сидящие в посольствах) и убежденные последователи только что изгнанного из партии и СССР Льва Троцкого (находящиеся в подполье), но обе фракции уверены в скором наступлении мировой революции и приближают этот момент как могут. Что, разумеется, расходится с планами немецких властей.
Всю эту взрывоопасную смесь Тыквер с коллегами показывают одновременно, а сюжетные линии сериала то сходятся в одной точке, то снова расходятся на почтительное расстояние. Правда, забыть о том, чем все закончится, все равно не получается – буквально через четыре года Гитлер объявит себя фюрером, и в Германии начнется совершенно иная жизнь, в которой не останется места для компрометирующих Аденауэра фотографий. И, возможно, инспектор Рат вспомнит об деле, которым занимается сейчас, с легкой ностальгией.