Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Театр на местности

В Москве открывается фестиваль современного театра «Территория»

Спектакли в автобусах и на кроватях в музее, «бродилка» по библиотекам мира от триумфатора Чеховского фестиваля, музыкальные и танцевальные перформансы и прибалтийская постановка Кирилла Серебренникова — в Москве открывается фестиваль «Территория».

«Ночь в библиотеке», Робер Лепаж

Эта театрализованная выставка — подарок Национальной библиотеке Квебека на десятилетний юбилей от культового режиссера и художника Робера Лепажа, на создание которого его вдохновила одноименная книга Альберто Мангеля. Канадский режиссер хорошо известен московскому зрителю: несколько лет назад он триумфально показал в Москве свою хитовую «Обратную сторону Луны», этим летом в рамках Чеховского фестиваля с аншлагом прошла его постановка «887», а в Театре Наций Евгений Миронов уже несколько лет успешно играет поставленный Лепажем моноспектакль «Гамлет | Коллаж».

В нынешнем проекте Миронов — художественный руководитель фестиваля «Территория» — проводник для посетителей выставки, по которой им, кстати, совершенно не нужно ходить.

Вместо читательского билета зрители получают шлемы виртуальной реальности и в течение 45 минут смотрят видеопутешествие в формате 360° по придуманному режиссером миру библиотек, реальных и воображаемых, расположенных в разных странах и временных промежутках.

12 октября, Мультимедиа Арт Музей, 12:00

«Тобольск. Доска почета», Дмитрий Брусникин

Специальный проект фестиваля в рамках Лаборатории документально театра — первая совместная работа актеров двух тобольских театров с режиссером и педагогом Дмитрием Брусникиным. Спектакль по документальной пьесе Марины Крапивиной — портрет небольшого города через истории взаимоотношений между его жителями. На этой «Доске почета» есть место для каждого: художника, бывшей вахтовички, инструктора йоги, баяниста или работников химкомбината — пьеса построена на интервью с ними. Для артистов Тобольского драматического театра им. П. П. Ершова и Свободного молодежного театра этот спектакль — первое знакомство с документальным театром.

13 октября, Театр Наций (Малая сцена), 20:00

«Фаза. Четыре движения на музыку Стива Райха», Анна Тереза де Кеерсмакер

Дебют выдающейся бельгийской танцовщицы, авторитета современной хореографии Анны Терезы де Кеерсмакер на российской сцене в рамках фестиваля — самая известная работа хореографа, поставленная ей 35 лет назад. Принято считать, что тогда и появился современный танец, где помимо движений особое внимание уделяется работе со светом, пространством и драматургией.

Часовая композиция состоит из четырех фаз: «Фаза Пианино», «Выход», «Фаза Виолончели» и «Музыка Хлопков». Два перформера, один из которых — сама Кеерсмакер, передают партитуру музыки американского композитора Стива Райха, постепенно увеличивая рассинхрон в своих движениях.

14 и 15 октября, Театр Наций (Основная сцена), 20:00

«Я сижу в комнате», Дмитрий Волкострелов и Дмитрий Власик

«Я сижу в комнате» Элвина Люсье — другая фестивальная постановка по произведению американского композитора. Это совместная работа основателя независимого «театра post», руководимого лауреатом «Золотой Маски» и учеником Льва Додина Дмитрием Волкостреловым, и автора многих музыкальных перформансов Дмитрия Власика. Все, что нужно для того, чтобы этот спектакль состоялся, — два магнитофона, микрофон, динамик, усилитель и пространство комнаты. Каждый из 32 зрителей под руководством двух перформеров становится создателем музыкального действия и узнает, какие метаморфозы могут произойти с его голосом при определенном воздействии на него.

16 и 17 октября, Новое Пространство Театра Наций в 19:00 и 21:00

«Наследие. Комнаты без людей», Rimini Protokoll

В восьми комнатах этой сценической инсталляции фестиваля никто не сидит: их обитателей уже давно нет в живых. От абсолютно рядовых людей вроде одинокой пенсионерки, отчаянного джампера или серьезного ученого остались только личные вещи. Именно благодаря им, а также видео и фотографиям зрители могут прожить чужие жизни и понять, каково это — умирать.

Постановочная группа компании «Rimini Protokoll» — авторы умных популярных «бродилок» Remote X, спектаклей-флешмобов, документальных и «свидетельских» спектаклей — для этого проекта в течение двух лет общалась со швейцарскими врачами, юристами, неврологами, священниками и даже сотрудниками похоронных бюро и домов престарелых. Их целью было максимально точно заполнить комнаты всем, что осталось от тех, кого мы никогда не знали, и дать зрителям прочувствовать историю взаимоотношений этих людей со смертью.

17 — 22 октября, Винзавод. Цех Белого, сеансы с 13:30 до 21:00

«Бельгийские правила / Бельгия правит», Ян Фабр

Суждение профессора Антверпенского университета Люка ван ден Дриса о том, что Бельгии не существует и на самом деле эта страна — «сюрреалистический кошмар», вдохновила его соотечественника, художника и режиссера Яна Фабра переосмыслить историю своей страны, чтобы доказать обратное. Фабр на протяжении последних лет был и остается одним из самых больших провокаторов европейской сцены. В Париже идет его «Гора Олимп» — 24-часовой спектакль, в котором радикально переосмысливается корпус греческих мифов. Год назад в Эрмитаже открылась выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты», на которой он выставил мертвых зверей: по словам художника, он находил трупы животных, брошенных своими хозяевами у дорог, а выставку их чучел сделал как раз для того, чтобы поговорить о человеческой жестокости. Тем не менее, проект вызвал возмущение «православных активистов» и защитников животных.

17 и 18 октября, Театр Наций (Основная сцена), 19:00

«Война и мир», Гоб Сквод

Главный русский роман в интерпретации немецко-английской команды Гоб Сквод умещается в два часа действия, а на сцене появляются не только гости салона Анны Павловны Шерер, но и Владимир Ленин, и Мерилин Монро, и хорошо известные современные политики. Для зрителей, которые могут сами стать героями происходящего, стираются границы между реальными людьми и персонажами книги.

20 и 21 октября, Центр им. Мейерхольда, 20:00

«Все, что со мной рядом», Фернандо Рубио

Аргентинский режиссер Фернандо Рубио разрушает стереотипы, помогает незнакомым людям найти контакт и справиться с одиночеством, оставляя зрителей на 15 минут наедине со специально нанятыми актрисами в одной постели. Это смелый эксперимент над условностью границ личного пространства и приличия, в котором объектом внимания становятся воспоминания каждого.

21 — 24 октября, ММОМА, сеансы проходят с 14:00 до 21:30

«Ближний город», Кирилл Серебренников

Первый дуэт российского режиссера Кирилла Серебренникова и лучшего драматурга по версии «Золотой Маски — 2016» Марюса Ивашкявичуса — комедия о взаимоотношениях тридцатилетних супругов, любящих друг друга, но не выносящих рутину семейной жизни. Пьесу литовского драматурга Серебренников взял лишь за основу своей постановки, которая весной этого года с аншлагом прошла на сцене Национального театра Латвии.

Каждую неделю муж сбегает в соседний городок якобы на встречу с друзьями, но однажды его жена тоже решает сбежать от одиночества и тайно следует за ним. В сущности эти два небольших города отличаются только неоновыми вывесками «Здесь» и «Там»: дома, жители и атмосфера обоих мест слишком похожи, чтобы зрители могли поверить в то, что супруги действительно могут в них отвлечься от своей повседневной жизни.

24 и 25 октября, Гоголь-центр, 19:00

Проект «Живые пространства»

Каждый год «Территория» пытается обживать нетипичные для театра пространства. В этом году им стал московский транспорт: кино- и театральный режиссер Александр Вартанов (спектакли «Большая жрачка» и «Лучшие», кинофильмы «Собиратель пуль» и «Дачники») представит свой эскиз в маршруте автобуса «Б», двигающемуся по Садовому кольцу. Комиссар площадки «Трансформатор.doc» Всеволод Лисовский (спектакли «Пир» и играющиеся на улицах города «Неявные воздействия») представит эскиз «Червь» на самом длинном в Москве маршруте М1, который ходит с улицы Кравченко на юго-западе Москвы до Покровского-Стрешнева на северо-западе Москвы (на карте города маршрут действительно напоминает дождевого червяка). Их пригласил в проект его нынешний куратор — Дмитрий Волкострелов.

«Конец века/конец круга» — 14 и 15 октября, 20.00
«Червь» — 21 октября, 22.00 и 22 октября, 20.00 и 22.00

Новости и материалы
Time разместил на обложке фото Илона Маска
Постпред РФ в Вене призвал МАГАТЭ отреагировать на заявления Украины по ЯО
Нидерланды пообещали арестовать Нетаньяху по запросу МУС, если он приедет
Российский посол заявил, что РФ не нужен посредник по Украине
На видео попали последние секунды перед лобовым ударом полицейских с большегрузом в ХМАО
Премьер Молдавии заявил о необходимости восстановления отношений с Россией
Старшеклассник из Петербурга открыл стрельбу по мальчику на улице
Россиянам рассказали, почему в современных машинах не регулируют «сход-развал»
В ООН оценили решение МУС арестовать Нетаньяху
Экспертов МАГАТЭ уличили в неудовлетворительной фиксации провокаций на ЗАЭС
РИА Новости: в Селидово французские наемники расстреляли мирных жителей
Стало известно о планах Гуфа сделать «прощальный тур»
Госдума не стала законом закреплять определение валежника
Великобританию назвали непосредственно вовлеченной в конфликт на Украине
КС РФ подтвердил отказ в демобилизации по возрасту
Дешевый Redmi A4 5G за 10 тысяч рублей получил экран с частотой 120 Гц
В Венгрии не собираются отказываться от поставок энергии из РФ
Фасад здания рухнул на случайную прохожую в Воронеже
Все новости