Нюхач (Кирилл Кяро) — человек со сверхчувствительным обонянием, который способен по запахам восстановить любое событие. Это его дар и его проклятие — ему приходится беречь свой нос от любых резких ароматов, дарить цветы девушкам только в герметичной упаковке, а в лифте, которая ведет в его квартиру, установлен специальный излучатель.
У него есть друг, сотрудник Специального бюро расследований Виктор Лебедев (Иван Оганесян), которому он помогает исследовать места преступлений. На этот раз им предстоит действовать в лесу — Нюхач и Виктор ищут убийцу экс-прокурора, погибшего на охоте. Преступника пытаются найти и друзья покойного, но оказывается, что и их жизни тоже в опасности.
На Первом канале начинается показ третьего сезона сериала «Нюхач». Премьера этого детектива о человеке с выдающими способностями состоялась в конце 2013 года, он показал очень высокие рейтинги и вывел в звезды российского актера эстонского происхождения Кирилла Кяро, сыгравшего в «Нюхаче» главную роль.
Таким же успешным был и второй сезон сериала (вышел в 2015-м). В третьем сезоне авторы «Нюхача» снова вернулись к модели «один эпизод — одно преступление» (во втором сюжет был сквозным на все восемь серий), но и общий сюжет будет — когда герой вернется на родину, в Таллинн, и встретится с профессором Локмусом (Юозас Будрайтис). Режиссер и соавтор сценария сериала Артем Литвиненко рассказал «Газете.Ru» об отходе «Нюхача» от нуара, о Юозасе Будрайтисе и о популярности Кирилла Кяро.
— После второго сезона вы уже понимали, как будут развиваться события третьего, что будут делать герои и с какими преступлениями столкнутся?
— Да, какие-то вещи «забрасывались» еще в прошлом сезоне, но у нас нет прописанных наперед ходов. Перед началом работы над третьим сезоном уже было понятно, что такого бюджета, как на втором, не будет, и, наверное, не будет больше никогда. Это был уникальный случай в истории, когда сошлись все звезды, и мы могли попробовать практически все, что хотели.
Изначально также было очевидно, что съемочных дней будет меньше, возможностей – тоже меньше, соответственно, садясь за сценарий, мы осознавали, что нужно чем-то это заменить. И если в каждой серии в «Нюхаче 2» была длительная погоня с трюками, то на этот раз надо было все тщательно взвешивать. И это сыграло только в плюс: мы стали больше заглядывать в отношения персонажей, и уже сами герои подсказали какие-то решения, которые, я надеюсь, выстрелят в третьем сезоне.
— В новом сезоне зрителей также ожидают любовные линии практически у всех главных персонажей. Это следствие просьб и ожиданий поклонников сериала?
— Не совсем. Просто второй сезон нам хотелось сделать мрачным, жестким — на это повлияли многие обстоятельства, в в том числе и то, что происходило в это время вокруг... Получился нуар, после которого захотелось сделать светлый и воздушный сезон.
— После премьеры «Нюхача» его сравнивали в том числе и с советским фильмом «Опасный возраст». И вот в третьем сезоне вы приглашаете в проект Юозаса Будрайтиса и буквально сталкиваете лбами двух Нюхачей...
— Когда возник вопрос, кто бы мог сыграть роль главного отрицательного персонажа, сразу всплыло имя Юозаса Будрайтиса. Мы с ним встречались и долго обсуждали, были некоторые сомнения. Но, к счастью, он слышал о «Нюхаче», знал, что это добротный сериал, и в нем не стыдно сниматься, он доверился мне как режиссеру. И это, наверное, был главный момент в принятии решения.
Потому что для актера, особенно такого, как Будрайтис, важно чувствовать, что он будет работать в паре, а не как «приглашенная звезда».
— Будрайтис похож на его героя в «Нюхаче»?
— Юозас и его персонаж – два совершенно разных человека, так и должно быть. Это то, что называется «роль на сопротивление». На площадке я ничего не увидел такого, чего бы мне не хотелось. То есть у меня было видение, каким должен быть этот герой, и мы к этому видению шли. Да, наверное, по сюжету он вполне однозначный персонаж, там нет второго или третьего дна. Но для нашей истории это и не нужно.
— Мир «Нюхача» не похож на то, что нас окружает. Это делает сериал доступным и понятным для зрителя в любой стране, но лишает того обаяния, которое привлекает в скандинавских или британских сериалов – их смотрят по всему миру, и никому не мешает то, где они сняты. Почему, по вашему мнению, мы стараемся быть универсальными?
— Хороший вопрос, но на него нет однозначного ответа. Начнем с того, что Нюхач — выдуманный герой, он ближе к персонажу комикса, чем к реальному человеку. И этому герою нужен был свой мир — мир Нюхача. Я не хотел давать ему конкретное местоположение, не хотелось, чтобы он идентифицировался с каким-то определенным городом или страной. И так получилось, что его мир стал универсален и, может быть, это повлияло на успех сериала на международном рынке. С другой стороны,
норвежские сериалы привлекательны тем, что рассказывают непосредственно о своем: у них реалистичный детектив, настоящее преступление, реальные полицейские участки.
Но тут такой момент – либо ты снимаешь бытовую историю о современных украинских полицейских, либо придумываешь мир Бэтмена, некий Готэм. «Нюхач» — история о выдуманном мире. У нас изначально команда была международная, а в третьем сезоне мы расширили географию и среди актеров, и внутри группы, потому что, в хорошем смысле, это здоровый космополитизм.
— Во время съемок первого сезона Кирилл Кяро еще не был настолько востребованным актером, как сейчас. Сказался ли его карьерный рост на ваших отношениях?
— Если бы я сказал нет, все осталось, как и было, это было бы неправдой. Конечно, когда у человека появляется большая востребованность, когда его засыпают предложениями, любой будет меняться, и это естественно. Мы же снимаем не каждый год. И пока я это время проживаю с героями «Нюхача»,
Кирилл проживает свою жизнь со множеством разных персонажей, другими группами и режиссерами, и какие-то вещи могут немножко забываться.
Но, по его словам, приходя к нам, он возвращается в родную группу. Однако к домашним и требования выше, и у нас могут быть «семейные разборки». Кирилл изменился, и я рад, что он развивается и обогащает себя, и что «Нюхач» стал таким хорошим стартом его карьере, и произошло это в правильном для него возрасте и в правильное время.
— Вы уже понимаете, как будет развиваться «Нюхач» дальше? Есть идеи для следующего сезона? Или, возможно, планируете идти дальше с совершенно новым проектом?
— Не знаю пока. Мне нравится третий сезон, мне нравится то, что я сейчас делаю, я получаю от этого удовольствие и вижу, что мы не зря провели эти полгода. А что будет дальше – посмотрим, я не готов сказать. С одной стороны, хочется заняться чем-то другим — сколько можно одну историю рассказывать? А с другой – не знаю, пока для меня вопрос открыт.