На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Такаси Мураками: это еще цветочки

В «Гараже» открылась выставка «Будет ласковый дождь» Такаси Мураками

Музей современного искусства «Гараж» открыл выставку Такаси Мураками. Ее название «Будет ласковый дождь» — отсылка к знаменитому рассказу Рэя Брэдбери, сама экспозиция — слезы и смех, игра с историей и массовой культурой. «Газета.Ru» рассказывает, чего ждать от выставки.

Грибы с глазами, цветы с глазами, глазастые зверьки, грибы, грибы, грибы, глаза черепов и клеток ДНК. Такаси Мураками захватывает не с порога — пара минут потребуется, чтобы привыкнуть, что со всех сторон на тебя глядят мультипликационные чудовища. Но и посетителю здесь есть на что посмотреть: «Гараж» работал над выставкой два года, его директор Антон Белов и его команда несколько раз ездили в студию Мураками в Японии, где, по выражению руководителя «Гаража», они «спали в коробках» и «если странную еду».

В итоге экспозиция включила в себя более 80 работ — не считая того, что один из блоков выставки представляет собой две горы из тысяч пластиковых и плюшевых игрушек по мотивам аниме и манга. Тронешь руками, и заработает сигнализация — ценный экспонат.

Искусство опустошить разум

Выставку «Гараж» разбил на пять глав-разделов: каждая — самостоятельный эксперимент Мураками над японской культурой. Первая часть экспозиции — «Гэидзюцу», или «Техника и обучение» — ключ к пониманию всех остальных: если ее, самую маленькую и неприметную, пропустить, глаза цветочков и грибов останутся пустыми — не заиграют.

До середины XIX века национальная культура в Японии была богатой: свитки пергамента, гравюры на дереве, сакура и женщины с белыми лицами — изобразительное искусство, как и литература, имело божественное начало. Потом началась индустриальная революция, затем одна за другой войны — и после 1945 года искусство пришло в упадок. На Западе в это время зацветали постмодерн и масскульт: первый — чтобы все переосмыслить, второй — чтобы все собой заполонить. Современное искусство Японии жадно схватилось за обе идеи:

то, чем занимается Такаси Мураками, тоже завязано на переосмыслении прошлого и цифровой массовой культуре настоящего.

Хитрый симбиоз: не увидишь — не поймешь.

В основе творчества Мураками лежит интерпретация, возведенная в степень: «муракамификация», как говорят историки искусства. Он коллажирует опыт поколений японских художников:

там, где были мост на горе и буддистский храм, возникают разноцветные черепа, львы с пионами.

Кто-то может сказать, что такое переосмысление стоит на грани надругательства. Для того, чтобы понять, как Мураками создавал произведения этого раздела и что они вообще означают, организаторы выставки рекомендуют воспользоваться методом самого художника — «опустошить ум и сердце». Как это сделать, правда, неясно. «Может, выпить?», — шутят экскурсоводы.

«Малыш» и «Толстяк»

6 августа 1945 года американский бомбардировщик B-29 «Enola Gay» экипажем которого командовал 30-летний полковник Пол Тиббетс, сбросил на Хиросиму атомную бомбу с нежным названием «Малыш». Три дня спустя на Нагасаки сбросили «Толстяка». В обоих городах погибло по разным оценкам от 150 до 246 тысяч человек — сложно было придумать способ хуже закончить и без того кровавую мировую войну.

Трагедию Хиросимы и Нагасаки тяжело переосмыслить или интерпретировать: она не укладывается в голове, срабатывает защитный механизм — «не знать, не думать, не смотреть». Но Такаси Мураками рассмеялся в лицо смерти:

оказалось, что если ядерный гриб разукрасить разными цветами, он перестанет быть страшным напоминанием той войны. Нарисовать грибу глаза, нарисовать целую армию разноцветных глазастых грибов — значит нивелировать ужас перед повторением Хиросимы.

(Нечто подобное сделала в свое время редакция еженедельника Charlie Hebdo, когда выпустила серию карикатур после терактов в Париже: «У них оружие? А нам плевать, у нас шампанское!»). Так с помощью искусства, сатиры, карикатуры, переноса реальности в разноцветный мультяшный мир художник обезоруживает войну, манифестирует жизнь, прогоняет страх.

Нарисованный атомный гриб улыбается. Беззлобно скалится абрис черепа. Где-то очень далеко шумит и дышит «город мира», заново отстроенная Хиросима.

Эстетика милоты

Дальше — тотальное погружение в японский масскульт. Визитная карточка студии Мураками — цветочек, рот до ушей. Таких здесь будет много: на стенах, на полу — кажется, что ты попал в мультфильм. Сразу становится понятно, почему

Мураками называют «японским Энди Уорхолом»: если прославленный американец является одним из символов поп-арта западной цивилизации, то Мураками — символ поп-арта Востока.

Эта глава выставки исследует не просто массовую культуру — она весьма подробно отражает эстетику того, что называется «кавайи» — культа всего милого, разнообразных ня и ми-ми-ми.

Из середины экспозиции вдруг вырастает физическое воплощение этой культуры: скульптурная композиция «Кайкай и Кики» — два очевидно разнополых существа, смутно напоминающие зайцев.

Часть экспозиции посвящена манга и аниме, которые в западном сознании ассоциируются с Японией не меньше, чем суши. Две зеркальные полки, на них — тысячи пластиковых и плюшевых игрушек. Это рай для гика, но и рядовой обыватель машинально тянет руку к случайно узнанному пакемону. Лучше этого не делать: лет десять назад одна из скульптур Такаси Мураками, изображающая обнаженного мультипликационного героя с фонтаном из спермы, была продана на торгах Sotheby's за $15,2 млн — можно представить себе, во сколько обойдется украденная игрушка с экспозиции одного из самых дорогих в мире художников.

Эстетику Такаси Мураками часто сравнивают с эстетикой режиссера-мультипликатора Хаяо Миядзаки — но на деле оказывается, что они совсем не похожи. Мурками вообще сложно с кем-то сравнивать:

он как будто впитал в себя весь современный мир с его радостями и печалями и выплюнул его коллажированный образ.

Местами этот образ напоминает сумасшедший дом — но он не более абсурден, чем сама реальность. Именно реальность, кстати, вдохновляет Мураками на самые ирреальные творения: например, полнометражный художественный фильм «Глаза медузы» (с огромным количеством героев-анимашек, живущих среди людей) художник снял после того, как в 2011 году цунами в Японии привело к катастрофе АЭС в Фукусиме. «Было похоже на голливудский фильм, — говорит Мураками, — Я понял, что надо бежать из Токио, так как катастрофа была очень близко от города. Меня охватило то же чувство, которое я испытывал, когда был маленький, когда смотрел фильм про Годзиллу, но на этот раз все было по-настоящему.

Так реальность подсказала мне историю: снять фильм о чудовищах на фоне реального мира». Картину, кстати, можно посмотреть прямо на экспозиции.

И даже это еще не все: прямо в музее разместился филиал студии Мураками, где посетителя заставят снять обувь и надеть забавные резиновые тапочки. Обойти выставочное пространство «Гаража», отведенное Мураками, можно дважды — в этом мире комфортно. После, покинув музей, сложно привыкнуть к краскам осенне-серого Парка Горького и перестать искать среди клумб глазастых зверьков и улыбающиеся цветы.

Новости и материалы
Европейские чиновники испугались репутационных потерь из-за активов РФ
Песков ответил на вопрос о возможных новых санкциях со стороны США
Песков рассказал, как менялось восприятие Уиткоффа на фоне визитов в Россию
В Кремле прокомментировали возможный приезд Уиткоффа в Россию
В Кремле прокомментировали слова Лукашенко о желании Зеленского добиться мира
На Украине хотят ввести новый налог на восстановление страны
Российские военные взяли под контроль населенный пункт в Днепропетровской области
В Москве ученик автошколы ударил ножом инструктора, якобы завалившего его на экзамене
Большой театр продал лот из четырех билетов на «Щелкунчика» за рекордную сумму
Стала известна дата заседания по иску ЦБ РФ к Euroclear
В России нашли способ выявить причины семи тысяч наследственных болезней
Фон дер Ляйен заявил о необходимости срочно принять решение по активам России
Долина не стала менять концертный график после потери квартиры
«Не пойдем на попятную»: Штатам напомнили о позиции России по военным НАТО на Украине
«Динамо» утвердило нового главного тренера
В России выявили новую схему мошенников с гонконгским гриппом
Названа причина для возможного начала общеевропейской войны против РФ
В США оценили возможность финансирования стран ЕС на фоне «истерии» из-за России
Все новости
Очередь дошла до «малышей»: кого налоговики точно проверят в 2026 году
Теперь вы знаете