Foo Fighters «Concrete and Gold»
В прошлом году Дэйв Гроль отправил Foo Fighters в традиционный отпуск, а сам занялся приготовлением барбекю на заднем дворе и восстановлением после травмы ноги – половину тура в поддержку предыдущего альбома «Sonic Highways» он триумфально провел на специальном кресле в стиле Железного трона из «Игры престолов».
Однако Дэйв не зря славится одним из главных трудоголиков современной музыки. Вот и на сей раз он не смог унять творческий зуд, песни начали писаться сами собой, а итогом стал альбом, который сам музыкант характеризует, как битловский «Sgt Pepper Lonely Hearts Club Band» записанный Motörhead.
Записанный при участии продюсера Адель и Сии Грега Керстина «Concrete and Gold» действительно более-менее соответствует этому описанию. После нескольких лет прямолинейного хард-рока, Foo Fighters обогатили звук красивыми поп-гармониями, которые помещены в условия прихотливой ритмики и непременного гитарного перегруза.
Несмотря на то, что пластинка во многом вдохновлена (естественно) невеселыми размышлениями об Америке эпохи Трампа, это едва ли не самая духоподъемная запись группы на данный момент. Отдельного слова заслуживает и список коллабораторов, среди которых Джастин Тимберлейк и Эллисон Моссхарт из группы The Kills. Ну а в песне «Sunday Rain», спетой барабанщиком группы Тэйлором Хокинсом, партию ударных исполнил сэр Пол Маккартни.
Lee Ranaldo «Electric Trim»
После шестилетней давности распада группы Sonic Youth ее лидеры и бывшие супруги Ким Гордон и Терстон Мур запустили сольные карьеры, за которыми по сей день напряженно следят меломаны. Однако от их внимания мог ускользнуть тот факт, что свои силы на авансцене решил попробовать и виртуозный гитарист-экспериментатор Ли Ранальдо, причем в некотором смысле добился на этом поприще даже большего успеха, чем коллеги.
Во времена существования SY Ранальдо время от времени выпускал диски с импровизационной шумовой музыкой. Тогда никто не мог представить, что Ли окажется блистательным автором песен, что успешно доказывает уже на третьем сольном альбоме. «Electric Trim» иллюстрирует увлечение Ранальдо битловскими гармониями, которые в сочетании с выучкой, полученной в нью-йоркском андеграунде, получили неожиданную и очень уютную шероховатость, избавившись от ненужной патоки. Идеальный альбом для примирения с холодной и неприветливой московской осенью.
The National «Sleep Well Beast»
Одна из самых удивительных историй успеха в современном роке – судьба группы The National, квинтета тихих американцев, которые вдруг стали собирать толпы на летних фестивалях и сочинять песни для «Игры престолов». «Sleep Well Beast» это седьмой диск ансамбля, на котором музыканты, к радости фанатов, что называется, не изменяют себе.
The National держатся с подлинным достоинством, не кидаются в лишние эксперименты и музыкальные метаморфозы. Это все тот же замешанный на пост-панке интеллигентный рок в духе Ника Кейва или самых отчаянных песен R.E.M. На сей раз здесь стало больше электроники, а вокал Мэтта Бернингера звучит особенно тихо и оттого как-то отчетливо трагично. На месте и эффект этой музыки, которая, несмотря на внешнюю мрачность, дарят умиротворение и спокойную уверенность в завтрашнем дне, что бы он не принес.
Gary Numan «Savage (Songs from a Broken World)»
Патриарх синтипопа Гэри Ньюман в начале нулевых совершил радикальный апгрейд стиля, взяв на вооружения находки индастриал-рока – прежде всего, в изводе своего ученика Трента Резнора. С тех пор Ньюман раз в несколько лет выпускает по образцовому альбому, в котором индустриальные шумы перемешаны с восточными мотивами, а поверх звучит драматичный вокал пожилого киборга.
«Savage», в принципе, следует этой схеме, но с поправкой на легкую корректировку интонаций, которая бросается в глаза уже начиная с обложки. В противовес десятку прошлых альбомов, здесь Гэри изображен не на фоне готического (или космического) мрака, а в продуваемой всеми ветрами пустыне. Эти же горячие сквозняки ощущаются и в песнях, которые из хроники необыкновенного безумия превратились в отчет о безнадежном, но все же захватывающем путешествии.
LCD Soundsystem «American Dream»
Еще один громкий камбэк – возвращение меломана и лидера одной из главных дэнс-рокерских групп нулевых Джеймса Мерфи. Несколько лет назад он с помпой распустил LCD Soundsystem и занялся сочинением музыки для нью-йоркского метро, однако избрание Дональда Трампа стало вдохновением и для него, о чем свидетельствуют название и издевательская лазурь новой пластинки.
Свои невеселые и саркастичные мысли на тему новой американской депрессии Мерфи выдает в формате взрослого и изобретательного диско и краутрока, не забывая помянуть и почивших кумиров – в первую очередь, разумеется, Дэвида Боуи.
Nothing But Thieves «Broken Machine»
Несколько лет назад молодые британцы Nothing But Thieves собрали восторги целого ряда коллег (включая, например, другого нашего героя – Дэйва Гроля), но представляли собой все-таки идеальную группу для разогрева хедлайнера, а не полноценных игроков первой лиги. Новый альбом «Broken Machine» призван исправить это положение и у квартета, надо признать, есть все шансы преодолеть не только эту высоту, но и скепсис разуверившихся в современном роке критиков.
NBT, в принципе, не предлагают ничего принципиального нового. Их музыка – ловкий микс из последних достижений британской музыки в диапазоне от Muse до Arctic Monkeys. От трио под руководством Мэттью Беллами тут, пожалуй, больше всего – композиторская изобретательность, исполнительское мастерство, явные амбиции в плане масштаба звука и гибкий тенор вокалиста Конора Мейсона. Преимущество молодых британцев в том, что они чураются опереточного пафоса, делая ставку на прыткую ритм-секцию и то и дело сквозящую в пронзительных руладах Мейсона иронию.
Ка-тет «Террариум»
Этот мини-альбом был обречен на обсуждение, поскольку накануне релиза его анонсировал Оксимирон – при помощи клипа на совместный трек «Машина прогресса». Впрочем, артист под стивенкинговским псевдонимом Ка-тет (термин из «Темной башни», означающий что-то вроде судьбы или воннегутовского карраса) – и так один из самых ярких молодых рэперов, которые появляются «ВКонтакте» каждую неделю.
Его прошлый EP «Ветви» демонстрировал вдохновленную Оксимироном технику читки, но все же казался слишком эпигонским. Длящийся меньше двадцати минут «Террариум» — уже гораздо более серьезная заявка на победу.
Агрессивный грайм здесь встречается с эзотерической изобретательностью земляка Ка-тета – новочебоксарца ATL, который дорос уже до всероссийских туров. Ждут они вполне вероятно и Ка-тета – если слушатели, конечно, дадут себе труд многократного прослушивания альбома, на котором в двухминутный трек умещается туча аллюзий и пяток афоризмов типа «Тут выплюнут горьких, всех сладких съедят».