1958 год. Выпускница юрфака Мария Крапивина (Яна Гладких) приходит на работу в Лениградский УГРО. Начальник отдела Паулина Мартыновна Иваненок (Юлия Ауг) показывает молодому криминалисту рабочее место и отправляет в свободное плавание — дел у оперативников полно, а эксперт-криминалист требуется постоянно. Мария не готова к такому графику, к тому, что коллеги будут воспринимать ее несерьезно, и подумывает об уходе. Последней каплей становится нападение бандитов, и Мария пишет рапорт об увольнении, тем более что отец — известный адвокат (Игорь Скляр) — обещал помочь с трудоустройством дочери.
Но во время допроса задержанного преступника по кличке Буфет (Владимир Мишуков) Мария узнает, что в их отделе есть предатель, который дает бандитам наводки на ценности. А потом она получает данные, что Буфет не погиб во время налета, а только имитировал свою смерть — и решает остаться в органах. Помогать в расследовании ей будет Гутя (Таисия Вилкова), которая заодно не оставляет мысли найти подруге подходящего жениха. Например, оперативника Шведова (Никита Ефремов) или Петрова (Петровым (Александр Яценко).
На Первом канале начинается показ сериала «Отличница» --
исследование темы женщины в мужском коллективе на примере криминалиста в Ленинградском УГРО конца 50-х годов прошлого века.
Когда четыре года назад, в 2013-м, вышел многосерийный фильм Валерия Тодоровского «Оттепель», казалось, что отечественная телевизионная индустрия уже не будет прежней и будет ориентироваться на этот сериал и в отношении качества картинки, и в отношении построения сюжета. Но время шло, а на практике мало что поменялось. Хорошие сериалы, конечно, появляются (можно вспомнить, к примеру, недавнюю «Пьяную фирму» или более давний «Лондонград»), но очень редко и теряются на фоне не самых удачных работ. Даже то время, которое показал в «Оттепели» Тодоровский, не дается — «Таинственная страсть» (вольная экранизация романа Василия Аксенова) или «Оптимисты» (на котором Тодоровский был продюсером) оказались не настолько удачными, как можно было ожидать.
Ощущение времени, которое передавала «Оттепель», так и не перешло в другие сериалы. Но и вышел фильм Тодоровского в очень уж удачное время, когда протесты в России уже закончились, а на Украине только начинались — что дало повод для многочисленных споров о том, была ли в нашем настоящем хоть какая-то «оттепель» и что можно было сделать, чтобы она все-таки переросла в весну. За год до этого такие же споры вызвал сериал «Обратная сторона Луны», который сравнивал застойный СССР и нынешнюю Россию — не в пользу последней; любопытно, что второй сезон «Обратной стороны…» ажиотажа не вызвал и был даже снят с эфира за низкие рейтинги.
«Отличница», пожалуй, наиболее близкий по духу «Оттепели» сериал последних лет.
И не потому, что в ней сыграл Александр Яценко (непризнанный, но гениальный режиссер из фильма Тодоровского) — его герой как раз немного потерялся на фоне персонажа, сыгранного Никитой Ефремовым. В «Отличнице» такие же яркие, насыщенными цветами кадры, а также общее ощущение оптимизма и веры в безусловно светлое будущее, которое фонтаном изливается из главной героини, которая, правда, еще жизни не знает и пороху не нюхала, хотя по возрасту через тяготы войны прошла.
Поставила «Отличницу» Оксана Карас, которая после своего прошлогоднего фильма «Хороший мальчик» (главный приз «Кинотавра-2016») по праву вошла в так называемую «женскую волну» нового российского кино. Она явно не боится экспериментов — сериал снят долгими планами с ручной камеры, к которым требуется привыкнуть, не стесняясь, цитирует хорошее кино и умело использует возможности приглашенных на главные роли звезд. «Отличницу», наверное, мог снять Григорий Константинопольский («Пьяная фирма», «8 ½ долларов»), которому тоже нравится делать яркую картинку и цитировать любимые фильмы.
Впрочем, как оказалось, всего этого недостаточно, чтобы получилась еще одна «Оттепель» — хотя бы такая же или лучше.
Дело в том, что сюжет фильма Тодоровского был довольно жестко привязан ко времени — конечно, история с досъемкой «колхозной комедии» в обмен на возможность сделать гениальное кино могла случиться и в другую эпоху, но именно началу 60-х она оказалась абсолютно органична. К тому же «Оттепель» рефлексировала на созвучиях времен и делала это без напряжения — чем и вызвала околополитические споры, породив в итоге множество трактовок происходящего на экране.
Сюжет «Отличницы» ко времени не привязан совсем.
История Марии Крапивиной могла случиться когда угодно и с кем угодно — и в «Бандитском Петербурге», и в «Улицах разбитых фонарей», и в «Убойной силе», несть им числа. Сама Карас в качестве референса «Отличницы» называет «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева. Но именно эта ситуация — с допустимыми отклонениями — произошла с немецкой принцессой по имени София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, которая почти три века назад приехала в незнакомую страну, с трудом справлявшуюся с патриархальными представлениями о месте женщины в мире, а в итоге стала императрицей Екатериной Великой. Любопытно, что в России немку встречала Елизавета Петровна — которую в сериале «Екатерина» (шел по «России 1» в 2014-м) сыграла все та же Юлия Ауг. Преемственность эпох.