Российский Оскаровский комитет определился с претендентом на приз в категории «лучший фильм на иностранном языке». Россию на «Оскаре» представит фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь», которая была выбрана во время заседания комитета, прошедшего в четверг, 21 сентября, в московском Доме кино, сообщает ТАСС.
Сразу после заседания продюсер картины Александр Роднянский, который также является членом комитета и Американской киноакадемии, заявил, что рад такому выбору и поблагодарил коллег за оказанное доверие.
«Постараемся их не подвести», — сказал продюсер.
По словам Роднянского, у фильма Звягинцева есть все шансы на попадание в шорт-лист премии. «Нелюбовь» участвовала в основном конкурсе Каннского кинофестиваля и получила приз жюри, который сопровождался урожаем восторженной зарубежной прессы. Кроме того, на стороне картины наличие иностранного дистрибутора, которым стала компания Sony Pictures Classics, а также режиссерская репутация Звягинцева, которую он заработал благодаря участию своих предыдущих фильмов в конкурсных программах ведущих международных фестивалей. Не говоря уже о том, что предшествовавший «Нелюбви» «Левиафан» и вовсе стал лауреатом «Золотого глобуса» и вошел в оскаровский шорт-лист — в 2015 году, проиграв тогда польской картине «Ида» Павла Павликовского.
Кроме того, в сентябре фильм был показан в рамках международного кинофестиваля в Торонто.
Фильм Звягинцева рассказывает о семье, проживающей на московской окраине. Борис (Алексей Розин) и Женя (Марьяна Спивак) собираются развестись и завести новые семьи, но в этот момент из дома бесследно пропадает их сын. Действие разворачивается на фоне создания «координационного совета оппозиции» и боев в Дебальцево, сводки с которых звучат по телевидению и радио.
Помимо «Нелюбви» едва ли не главным претендентом на выдвижение была «Аритмия» Бориса Хлебникова — комедийная мелодрама о враче скорой помощи с Александром Яценко и Ириной Горбачевой. Фильм стал триумфатором нескольких российский кинофестивалей, включая «Кинотавр» и вышел в ограниченный прокат, необходимый для прохождение в лонглист претендентов. Таким же образом поступили продюсеры фильмов «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта и «Цензор» Константина Шелепова — независимого киберпанк-триллера про цензуру в видеоиграх будущего.
Кроме того, среди претендентов на номинацию в разное время назывались «Заложники» Резо Гигинеишвили, «Время первых» Дмитрия Киселева, «Теснота» Кантемира Балагова и «Анна Каренина» Карена Шахназарова. Технически номинантом мог стать и прошлогодний «Ученик» Кирилла Серебренникова, вышедший в прокат в октябре прошлого года.
Одним из претендентов была и «Матильда» Алексея Учителя.
Правда, премьера этой картины, ставшей поводом для многочисленных скандалов, намечена только на конец октября, а выход в широкий прокат — на 26 октября, а Американская киноакадемия (которая и проводит церемонию «Оскара») принимает заявки только от фильмов, которые шли в прокате хотя бы семь дней подряд. Но эта проблема решаемая — обычно проводится ограниченный показ картины-претендента в небольшом числе кинотеатров, что не влияет на последующие сборы, но позволяет соблюсти оскаровские требования.
Но учитывая, какие экстраординарные меры безопасности потребовались при организации двух показов «Матильды» (11 сентября фильм увидели во Владивостоке, а 20-го — кинопрокатчики на выставке «Кино Экспо»), организовать даже очень ограниченный прокат фильма Алексея Учителя было бы весьма затруднительно.
Алексей Учитель, который также входит в Российский Оскаровский комитет, назвал решение выбрать «Нелюбовь» справедливым и правильным.
«Было несколько достойных картин, но «Нелюбовь», безусловно, заслуживает того, чтобы претендовать на «Оскар». Я очень рад, что это случилось», — приводит его слова ТАСС.
По его словам, было очевидно, что «Матильду» не выберут: «Мы все-таки только стартуем, а этот фильм - с прокатной историей, там есть, чем гордиться. Все правильно».
Учитель также предложил реформировать Оскаровский комитет России — выработать более четкие правила отбора фильмов и голосования. Режиссер добавил, что проблема была признана всеми членами комитета и, возможно, изменения в регламент будут внесены уже к следующему премиальному сезону. Предыдущие изменения в Российском оскаровском комитете производились осенью 2011 года, после скандала с выдвижением на «Оскар» фильма Никиты Михалкова «Цитадель».
Прием заявок от национальных Оскаровских комитетов заканчивается 2 октября. После Американская академия сформирует «длинный список» (в прошлом году был установлен рекорд — заявки подали 85 стран). В декабре будет проведен предварительный отбор и останется только девять кандидатов, 25 января 2018 года будут названы пять фильмов, попавшие в шорт-лист, а победитель будет назван во время юбилейной, 90-й церемонии, которая состоится 4 марта 2018 года.