Президентство Дональда Трампа стало, пожалуй, ключевым событием для американской культурной общественности. И хотя с момента выборов прошел почти год, а новый президент за это время еще не депортировал ни одного нелегального мигранта и даже не построил стену на границе с Мексикой, как обещал, страсти не утихают.
Уезжать в Канаду, правда, звезды музыки, кино и телевидения уже не рвутся, но самого Трампа поминают по-прежнему часто. Остается он и главной темой различных церемоний — о нем говорили и на «Оскаре», и во время вручений премий канала MTV за лучшие видеоклипы, и будут, видимо, говорить на всех вручениях всех премий надвигающегося премиального сезона.
Не избежала Трампа и телевизионная награда «Эмми».
Премия эта вручается в 69-й раз и, в принципе, выбор академиков телевизионных наук традиционно не оспаривается — в них не ищут скрытых подоплек или других нарушений логики. Заслужил — получи свою статуэтку, тем более что номинаций много, они разнообразны и никто не сводит в одной категории совершенно разные шоу или артистов различных амплуа. Но в этом году политическая составляющая все же проявила себя — в девяти призах, полученных шоу сатирическим шоу «Saturday Night Live».
Конечно, SNL и раньше награждали за их скетчи, но именно такого потока наград у программы, идущей вот уже добрых сорок лет, не было никогда. То, что это случится, было ясно еще тогда, когда были объявлены номинации (у Saturday Night Live их оказалось 22 штуки). Часть из полученных передачей призов относятся к так называемым «техническим» категориям, но одна точно досталась за соответствие «злобе дня».
Алек Болдуин получил «Эмми» как лучший актер второго плана в комедиях за исполнение роли Дональда Трампа.
Болдуин не первый актер, который играет Трампа в SNL (первое появление этого персонажа в шоу относится к концу 80-х), но именно он оказался в нужное время и в нужном месте — когда шутки про президента стали нужны всем. Делал Болдуин свою работу талантливо (однажды даже оказавшись в гриме на первой полосе доминиканской газеты — журналисты перепутали, настолько похож), так что «Эмми» у него заслуженная. Но без Трампа награда не была бы возможной — что и отметил актер, заявив на церемонии: «Думаю, что должен сказать, мистер президент, — это ваша «Эмми».
Победители в других категориях тоже удивления не вызвали — хотя, к примеру, конкуренция среди драматических сериалов (несмотря на отсутствие в числе претендентов нового сезона «Игры престолов») была довольно сильной.
Лучшей драмой в итоге стал «Рассказ служанки», показанный весной на сервисе Hulu.
Экранизация антиутопии канадской писательницы Маргарет Этвуд о будущем планеты, в котором женщина снова стала вещью, вызвала дискуссии сразу после выхода. Книга была написана еще в 80-е, ее используют как предупреждение о том, чего нельзя допустить, но особую актуальность в США «Служанка» приобрела после победы Трампа (он действительно везде), на которую, впрочем, авторы сериала вряд ли рассчитывали (съемки завершились осенью 2016-го, до подсчета голосов). Книга стала актуальной настолько, что лозунг из него («Nolite te bastardes carborundorum» — «Не позволяй ублюдкам растоптать тебя») был поднят демонстрантами женского (и превратившегося в антитрамповский) марша в январе 2017-го.
Правда, следует отметить, что и сериал оказался очень хорошим — роман написан в жанре дневника, который очень сложно экранизировать, но сценаристам удалось превратить рваную нить повествования в связную и логичную историю. Наверное, все вместе — хорошая история и актуальность — и позволило «Рассказу служанки» выиграть главную категорию «Эмми» у фантастического, но несколько вневременного сериала HBO «Мир Дикого запада».
Любопытно, что сыгравшая главную роль в «Служанке» Элизабет Мосс получила наконец свою «Эмми».
У актрисы уже было несколько попыток взять главную телевизионную награду — ее шесть раз номинировали за сериал «Безумцы», но тогда академики посчитали, что есть претенденты, справившиеся со своими героями лучше. Сейчас же у них просто не оказалось выбора — явными конкурентами Мосс были Эван Рэйчел Вуд («Мир Дикого запада»), Клэр Фой (Елизавета II в сериале «Корона») и привычная Робин Райт из «Карточного домика» (который в этом году оказался совсем не про Трампа, а потому шансов не имел).
Среди комедийных сериалов в очередной раз не нашлось соперников «Вице-президенту», а сыгравшая в нем Джулия Луи-Дрейфус снова стала лучшей комедийной актрисой.
«Большая маленькая ложь» канала HBO была признана лучшим мини-сериалом, а Николь Кидман получила свою «Эмми» за одну из главных ролей в этой экранизации романа Лианы Мориарти о таинственном убийстве в школе. Кроме восстановления справедливости (для Кидман — как и для Мосс — это тоже первая телевизионная премия), «Эмми» в этом году обратила внимание и на популярное в 2016-м «разнообразие» — лучшим драматическим актером (впервые с 1998 года) стал чернокожий Стерлинг К. Браун из драмедии «Это мы». Кроме того, это первый актер с 2007 года, получивший премию за эфирный сериал («Это мы» показывал канал NBC) — последние десять лет призы доставались тем, кто сыграл в многосерийных фильмах кабельных каналов (вроде «Во все тяжкие» AMC или «Родина» Showtime).
Виноват ли в такой политкорректности Дональд Трамп, сложно сказать — споры о «разнообразии» начались на прошлогоднем «Оскаре» и мало касались «Эмми».
Но выигравший приз лучшему комедийному актеру Дональд Гловер (сыгравший главную роль в сериале FX о становлении рэпа «Атланта») заявил во время получения награды: «Я хочу поблагодарить Трампа за то, что он сделал черных людей номером один в списке угнетаемых. Наверное, поэтому я стою здесь». Гловер, конечно, довольно трезво оценивает драмедию со своим участием, но премию он получил потому, что сыграл лучше других претендентов. А не потому, что так захотел Трамп.