Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Поселиться жить в музей

В прокат выходит «Квадрат» Рубена Эстлунда — главный призер Канн-2017

В российском прокате триумфатор Каннского кинофестиваля, обладатель «Золотой пальмовой ветви» — «Квадрат» шведского режиссера Рубена Эстлунда, в котором он весело рассуждает о том, к чему приводит власть современных художников и цитирует Олега Кулика.

Музейный куратор Кристиан иногда спит в одежде на работе, но это никак не влияет ни на природное обаяние, ни на способность нагнать тумана в глаза даже самым самоуверенным журналисткам. В ближайшее время общение с прессой входит в число его обязательных активностей: в галерее, где служит Кристиан, планируется открытие любимой куратором экспозиции «Квадрат». Фактически, речь идет о пространстве (совсем небольшом, стороной от метра до четырех), в котором людям полагается друг о друге заботиться. Однако музейным пиарщикам эта концепция кажется простоватой и они решают усилить ее провокацией, самого Кристиана карманники обчистят в шаге от инсталляции,

а акция русского художника, выступающего в образе человека-обезьяны, окончательно ознаменует погружение респектабельных героев в хаос.

События прошлого фильма Рубена Эстлунда «Форс-мажор» запускало такое яркое обстоятельство, как снежная лавина. У «Квадрата» тоже есть такой спусковой крючок — не менее масштабный, но не такой эффектный.

В одном из первых кадров с постамента перед музеем довольно неуклюже спускают конную статую — галерея расположена в бывшем королевском дворце и потому носит гордое имя X-Royale.

Эта сцена, в общем, не выбивается из спокойной реалистической картины и потому ее значение проступает уже ближе ко второй половине, когда герои не спеша проходят точку невозврата. Эстлунд не просто снял карикатуру на состояние современного искусства — все-таки два с половиной часа для этой благой цели многовато. Режиссер — во всяком случае, символически — поставил художника-современника на вершину социума и предложил зрителям насладиться этой, с позволения сказать, инсталляцией.

Насладиться и правда есть чем. Внушительный хронометраж аукается Эстлунду разве что недостаточно внятным финалом. Зато в остальное время каждую минуту происходит что-то интересное. Вот журналистка (в исполнении Элизабет Мосс), у которой в квартире живет ручная обезьяна, клеит пьяного Кристиана, изображая синдром Турретта. Вот ЧП в музее —

уборщица случайно чуть не подмела одну из важных инсталляций, состоящих из одинаковых кучек какой-то строительной пыли.

Кульминацией, собственно, становится явно вдохновленный человеком-собакой Олега Кулика уже упомянутый перформанс русского художника. В контексте этой сцены Эстлунда легко обвинить в ретроградстве (Кулик гавкал и кусался больше двадцати лет назад), но понятно, что форма выбрана им из соображений доходчивости, а не актуальности.

Зверочеловека выпускают к солидным господам в смокингах, забывших, что настоящее искусство не только не знает границ, но и более того — обязано периодически их нарушать и отодвигать.

В пересказе все это выглядит кичливым выступлением европейского умника, но на на практике, как ни странно, производит куда более приятное впечатление. Разумеется, Эстлунд бичует Европу и родную Швецию, но и себя тоже — в конце концов, сам по себе «Квадрат» является его собственным объектом, с которым режиссер объездил несколько галерей. Это и то, как запросто постановщик наделяет героя собственными биографическими чертами, дает необходимый градус сопереживания.

Если в «Форс-мажоре» речь шла о более-менее бесстрастном препарировании современного мужчины, то в «Квадрате» куда меньше язвительной сатиры. Эстлунд рассуждает не о пошлом закате Европы, а о границе между безопасной халтурой потуг современных концептуалистов и почти террористическими выходками художников, отказывающихся существовать в стерильных условиях арт-пространств. Эта разница оказывается применима и к простым человеческим отношениям, который, так же, как и искусство, бессмысленно пытаться регулировать умозрительными законами (или границами светящегося квадрата). Однако отличие Эстлунда от моралистов-мизантропов типа Михаэля Ханеке в том, что вместо смертельного диагноза он предлагает не подарок, может быть, но выход — очистительный смех и работу над ошибками.

Новости и материалы
«У нас нет подлости»: в «Локомотиве» раскрыли секрет успеха
Путин указал на политику США «двойного сдерживания» России и Китая
Путин заявил, что сотрудничеству России и КНР ничто не помешает
Путин раскрыл цели США в отношении России
Жену Константина Эрнста высмеяли за фото в белых чулках: «Снято на «Руфон»?»
Путин заявил о попытках лидеров США проводить «скрытую интервенцию»
Ксения Собчак в платье с глубоким декольте станцевала под Леонида Агутина
Путин раскрыл, как США получали деньги «из воздуха»
Шнуров назвал русский мат частью культуры
Путин назвал Трампа мужественным человеком
Возлюбленная Джейсона Стетхэма снялась в образе с сетчатыми колготками: «Плохая училка»
Путин поздравил Трампа с победой на выборах
Петербургский подросток стрелял по яблокам возле школы и попал в одноклассника
Жена миллиардера Лебедева прогулялась в шубе за 30 тысяч рублей
Путин раскритиковал некоторые страны за высокомерие
Путин связал упущенный шанс преодолеть «блоковое мышление» со страхом США
Неймара обокрали во время выхода на поле
Звезда «Холопа» показала редкие фото с сыном на отдыхе: «Одно лицо»
Все новости