Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Гоголевский угар

В прокате «Гоголь. Начало» с Александром Петровым и Олегом Меньшиковым

В прокате «Гоголь. Начало» — первая часть киносериала Александра Цекало и Егора Баранова, в центре которого — фантазия на тему судьбы русского классика с Александром Петровым и Олегом Меньшиковым.

Петербургский писарь Николай Гоголь (Александр Петров) страдает миллионом фобий и странными припадками. Явившись на место преступления, он в какой-то момент будто бы впадает в транс, а его перо само по себе выводит слова, способствующие быстрому раскрытию преступлений. Однажды эту его особенность отмечает гений сыска Яков Гуро (Олег Меньшиков), который вывозит Гоголя помогать с расследованием странных дел, творящихся в селе Диканька.

Прибыв в Малороссию, Гоголь и Гуро обнаруживают, что речь идет не о заурядной деревенской нечисти, а о централизованном полтергейсте во главе с загадочным всадником, в котором местные подозревают сатану.

«Гоголь. Начало» — первая часть большого проекта, осуществленного силами компании Александра Цекало «Среда» и канала «ТВ3». Изначально этот замысел должен был быть реализован в формате восьмисерийного сериала, но качество картинки оказалось так высоко, что авторы и продюсеры пошли на эксперимент. Начиная с ближайшего уикенда примерно раз в месяц на кинотеатральные экраны будут выходить четыре фильма, каждый из которых слеплен из двух серий.

В изначальном же виде «Гоголь» пойдет в эфире зимой.

Желание размыть границы между телевизионным и киноформатом выглядит настолько ярко, что несколько закрывает собой собственно предмет разговора, который внимания заслуживает и сам по себе.

Удивительное дело — один из самых кинематографичных русских классиков почти не получал экранизаций в новейшее время. За последние четверть века — разве что «Тарас Бульба» Владимира Бортко (как к этой картине ни относись). Остальное — попытки соавторства, да и тех совсем чуть-чуть: «Ревизор» Газарова, «Дело о «Мертвых душах» Лунгина, «Вий 3D» Степченко — вот, пожалуй, и все. Ну а пока «Вий» прирастает сиквелом с участием Джеки Чана и Шварценеггера, Александр Цекало и его постоянный режиссер Егор Баранов идут в некотором смысле даже дальше.

«Гоголь» — это не экранизация в классическом понимании.

Стержень сюжета — фантазия на тему биографии Николая Васильевича, о котором, на самом деле, известно до обидного мало. Авторы делают ставку на самые яркие и уже мифологизированные эпизоды — страх улиток, страх не проснуться, проблемы с женщинами. Но еще интереснее первая попытка серьезного киноосмысления художественного мира писателя, за которую никто толком никогда не брался. Это и неудивительно. С Гоголем ведь как. С одной стороны — мыслитель, с другой — шутник, с третьей — родоначальник «натуральной школы», из «Шинели» которого вышла вся лучшая проза позапрошлого века.

Гоголь, как это ни банально для классика, ускользает от прямых интерпретаций и шире любых определений.

И вот именно поэтому, кажется, экранный «Гоголь» производит настолько двойственное впечатление. С одной стороны — забубенный трэш с обморочным героем, обнаженкой, отстрелом голов, чертями и жирными шутками про русскую классику. С другой — довольно тонкая работа с материалом, бережный перенос не столько героев, сколько мотивов и густого лукавого духа первоисточника на экран. Баранову и Цекало уже поставили на вид, что из динамиков фактически не звучит украинская (малороссийская) речь. Но, право слово, это не та жертва, о которой стоит беспокоиться в данном случае, особенно в свете стремления украинских активистов вымести Николая Васильевича из стана местных прозаиков-классиков.

Как бы то ни было, окончательные выводы делать пока рано — впереди еще три четверти пути, на которых уже точно встретятся Вий и загадочное «Общество мертвых душ». Пока же «Гоголь» можно сравнить со странным гибридом «Сонной лощины», «Твин Пикса» и произведений за гранью какого бы ты ни было вкуса вроде сериала «Ганнибал», от которого, впрочем, все равно было почти невозможно оторваться. Так и здесь — хочется скорее узнать, что же будет дальше с родиной и с нами, то есть с Диканькой, Гоголем и Пушкиным, с которым главного героя, кажется, связывают отношения хармсовского толка.

Новости и материалы
Путин двумя словами охарактеризовал президентов США
«У нас нет подлости»: в «Локомотиве» раскрыли секрет успеха
Путин указал на политику США «двойного сдерживания» России и Китая
Путин заявил, что сотрудничеству России и КНР ничто не помешает
Путин раскрыл, как США получали деньги «из воздуха»
Шнуров назвал русский мат частью культуры
Путин назвал Трампа мужественным человеком
Возлюбленная Джейсона Стетхэма снялась в образе с сетчатыми колготками: «Плохая училка»
Путин поздравил Трампа с победой на выборах
Петербургский подросток стрелял по яблокам возле школы и попал в одноклассника
Жена миллиардера Лебедева прогулялась в шубе за 30 тысяч рублей
Путин раскритиковал некоторые страны за высокомерие
Путин связал упущенный шанс преодолеть «блоковое мышление» со страхом США
Неймара обокрали во время выхода на поле
Звезда «Холопа» показала редкие фото с сыном на отдыхе: «Одно лицо»
Вице-губернатор Липецкой области оправдался за фотошоп перевернутого флага РФ на столе
Госсекретарь США назначил ответственного за передачу дел команде Трампа
Путин оценил работу платежной системы «Мир»
Все новости