Есть фестивали, о присутствии которых в городе узнаешь исключительно из наружной рекламы, в которую щедро вкладываются организаторы. Такие есть в столицах, встречаются такие и в провинции — те, что заточены под очень специальную, что называется, публику и тех, кто хочет приобщиться к узкому кругу тонких ценителей прекрасного. Есть фестивали, которые становятся городским событием — как сочинский «Кинотавр», на время которого в городе повышаются цены, а таксисты привыкают к ненормированному рабочему дню и двойному счетчику от гостей и участников. Фестиваль «Край света» не имеет ничего общего с обеими категориями.
Его реклама не торчит из-за каждого угла, но при этом присутствие ощущается во всем Южно-Сахалинске — люди спешат на показы и в мастерские.
Причем связано это не с желанием посмотреть на звезд, а с потребностью в живом диалоге, которую (иногда не желая того) обнаруживают и гости Сахалина.
В нынешнем году ажиотаж, конечно, был слегка повышен, поскольку на «Край света» вернулась отсутствовавшая два года фестивальная команда, сделавшая фестиваль таким, каким его с нетерпением ждут здесь каждый год. Церемонию генеральный продюсер Алексей Агранович начал сакраментальным «И снова здравствуйте», сорвав первую из многочисленных оваций. После вступительного слова и представления членов жюри и ведущих мастерских Агранович занял место ведущего, пригласив к микрофону своего постоянного партнера, программного директора фестиваля Алексея Медведева, который
выразил слова поддержки «Олегу и Кириллу» (Сенцову и Серебренникову соответственно) и выстроил свое выступление вокруг нескольких цитат-максим, главная из которых — «Лучшая стратегия сопротивления — хорошо сделанная работа». Потом на сцену вышел губернатор Олег Кожемяко, за ним — группа «Чайф».
А на следующий день наконец началось кино.
Фильмом открытия в нынешнем году стал «В объятиях моря» — короткометражная картина, снятая сахалинским режиссером Дмитрием Моисеевым. Это
остроумная психоделическая зарисовка о том, как три друга поехали к морю попить пива, а один вдруг превратился в рыбу.
Как и всякое настоящее кино, этот фильм нет смысла пересказывать и действительно имеет смысл увидеть. «В объятиях моря» дает серьезный шанс на то, что в будущем остров вполне может подарить материку очень серьезных художников. Остальные фильмы программы «Кино Сахалина» чуть меньше торопятся с авансами. «В ледовом плену» Дмитрия Ковалева — короткое слайд-шоу о спасении косатки доблестными спасателями. «Колыбель для лосося» Александра Зарчикова — экологическая публицистика, которая пытается заодно стать еще и философским высказыванием о природе человеческих отношений и прочих важных вещах. Тем не менее все эти фильмы открывают зрителю странный, пограничный мир, не знакомый подавляющему большинству россиян.
Что касается конкурсной программы, то она в нынешнем году получилась несколько более конвенциональной, поскольку сосредоточена более вокруг европейского, нежели азиатского кинематографа. Тем не менее ни на одном, пожалуй, более фестивале ничего подобного не встретишь.
На площади перед мэрией показывают российские блокбастеры в диапазоне от «Кухни» до «28 панфиловцев»,
а в зале иногда в это же время — японскую картину «Наше бегство», отличную болгарскую «Славу» или людоедскую, но крайне эффектную «Молитву перед рассветом» Жан-Стефана Совэра. С последним упомянутым постановщиком, кстати, у фестиваля есть уже некоторые родственные связи: на курируемом Алексеем Медведевым фестивале 2morrow предыдущая картина Совэра «Джонни — Бешеный пес» заработала Гран-при.
Это касается и уже сложившихся фестивальных традиций вроде «Ночи в театре», на которую вновь приехал Евгений Гришковец, сыгравший в последний раз моноспектакль «Плюс один», который удивительным образом удачно лег в фестивальный контекст. Постановка, посвященная кризису среднего возраста и связанным с этим периодом фрустрациям, среди прочего, призывает не быть все время «плюс одним» к человечеству. Это именно то, чем и занимается фестиваль, на котором во время мастер-класса Антона Долина слушательнице оказалось позволено обвинить его в «заурядности», а кинокритик не обиделся. Критики здесь в кои-то веки имеют возможность — и даже обязанность — обсудить с сахалинскими кинематографистами их картины, хотя на деле киноведы обычно стараются не смотреть в глаза своим жертвам. Иными словами, это фестиваль, на котором происходит то, что в Центральной России считается чудом. И называется либо торжеством демократии, либо — хорошо сделанной работой.