На этой неделе в российский прокат вышел боевик британского режиссера Эдгара Райта «Малыш на драйве». Фильм уже с успехом прошел в США и сделал Райта («Скотт Пилигрим против всех», «Армагеддец») «своим парнем» в Голливуде. По сюжету картины Малыш (молодой актер Энсел Эльгорт) работает на банду, которую возглавляет интеллигентный Док (Кевин Спейси). Малыш собирается завязать с преступностью, но Док ставит условие – водитель должен помочь бандитам совершить последнее ограбление. На дело Малыш отправляется с группой отморозков, одного из которых – по имени Бэтс – играет заслуженный (две номинации на «Оскар») актер Джейми Фокс («Соучастник», «Рэй», «Джанго освобожденный»). «Газета.Ru» поговорила с Фоксом о фильме, привлекательности образов преступников и о музыке.
— Ну что, Джейми, понравилось вам играть психопата?
— О, это такой кайф. Когда персонаж хорошо написан, многослоен, полнокровен и когда существует отличная динамика между ним и другими персонажами – уже не важно, психопат он или нет. Каждый из персонажей в фильме по отдельности очень крут, каждому из них положен свой спин-офф. Но когда они собираются вместе — это умри все живое.
Еще интересно, что мы все тут так или иначе злодеи. Даже Малыш – он, конечно, милый парень и хорошо машину водит, но он грабит банки. Мы все засранцы. А я еще стараюсь быть самым главным засранцем в этом компании, что довольно непросто.
Мы все друг другу можем дать фору в этом деле.
— То есть вы не считаете, что Эдгар Райт романтизирует грабителей?
— Ну, разве что Малыша, потому что он просто облажался в какой-то момент своей жизни и теперь вынужден отбывать повинность. Все остальные совсем не романтизированы, но и не демонизированы тоже. Хотя мой персонаж Бэтс – реальный грабитель, а чтобы сделать это делом всей своей жизни, надо быть законченным козлом. Все остальные же – просто любители острых ощущений. Он же и говорит, что Бадди и Дарлинг (персонажи Джона Хэмма и Эйсы Гонсалес. – «Газета.Ru») пристроились за компанию. Бэтс же не шутки шутить пришел, это его работа. Он, если надо, всех поубивает к чертям, потому что в тюрьму из-за всякой фигни садиться не собирается. И именно потому, что он такой настоящий криминальный элемент, он заставляет всех вокруг чувствовать себя некомфортно. Я создал персонажа, держа в уме пару-тройку своих реальных знакомых. Они живут в своем мире, довольно-таки опасном, и не думают о последствиях, а просто пытаются протянуть еще день живыми и на свободе.
— При этом ваш Бэтс еще и смешной. Вы считаете его комедийным персонажем?
— Да, но, клянусь, из всех комедийных персонажей на свете этот самый страшный. Никогда не знаешь, в какой момент он решит, что пришло время схватиться за пушку. В фильме есть напряженная сцена в дайнере, где Бэтс весь на взводе и готов прикончить официантку за пару необдуманных фраз. Он там настолько обезумевший и опасный, что никто не смеется. Он как бомба с часовым механизмом – может рвануть в любой момент, и всем вокруг не поздоровится.
— Вы с таким восхищением про это рассказываете.
— А я всегда говорю, что хорошо быть плохим. Все эти подонки – они непредсказуемые, социопатические, от них исходит угроза. При этом, может, я, конечно, предвзят, но в фильме все персонажи симпатичны. Зритель за них переживает и не хочет, чтобы они умирали. Просто Эдгар вложил много усилий в написание этих персонажей, поэтому ни один из них не вышел одномерным.
— Что вы думаете о том, как Райт использует музыку в этом фильме?
— Это невероятно, у меня просто в голове не укладывается. Он сначала песни набрал, а потом уже сцены вокруг них писал. Как вообще это возможно сделать так, чтобы на выходе не получилась бессмысленная фигня? Не представляю себе. Конечно, почти в каждом фильме есть саундтрек. Но я никогда в жизни не видел кино, где музыка играет нон-стоп, а тебе при этом не хочется заорать «перебор, выключите эту гребаную музыку уже, дайте диалоги послушать, дайте драмой насладиться!» Нифига подобного.
Тут ни диалогам ничто не мешает, ни драме, а при этом саундтрек не затихает ни на секунду. Музыка – главный персонаж фильма.
— А это правда, что, когда вам прислали сценарий для ознакомления, он уже сопровождался музыкой?
— Было еще круче – я впервые читал сценарий вместе с Эдгаром, мы сидели в одной комнате, и он смотрел, до какой страницы я дошел, и ставил мне соответствующую песню. Это было очень сюрреалистично! Но потом он нашел способ это дело автоматизировать: сценарий можно было читать и перечитывать в специальном приложении для телефона и планшета, и к нему была прикручена музыка. Переворачиваешь страницу, и тут же начинает играть новая песня. Я скажу больше: там была не только музыка, но и разные звуковые эффекты. Читаешь на странице: «Открывается дверь». И на самом деле слышишь звук открывающейся двери. Я в этот момент начал в ужасе оглядываться. Вот как это? Вот откуда он знает, с какой скоростью я читаю в данный момент? Как он синхронизировал это все? Он какой-то чертов волшебник. Выпускник Хогвартса, наверное.
— Эдгар Райт дико популярен среди гиков, особенно в Британии. Вы до этого были знакомы с его работами?
— Еще бы. Этот парень основал целый культ. У его паствы фанатов нет национальности – их и в Америке полно, и, уверен, в России тоже. В наше время это не так просто – обрасти такой толпой поклонников, особенно если ты режиссер. Раньше еще это было возможно, а сейчас мало кто из зрителей нацелен смотреть фильмы определенного типа. Все ходят на то, что лучше рекламируется, так что до самих режиссеров никому нет дела. Думаю, кроме Эдгара, исключение еще составляет Квентин Тарантино.
— И вы работали с обоими. Они, наверное, очень похожи в своих методах?
— Они хорошие друзья, и это сказывается. Они вдохновляют друг друга. В особенности оба очень похожи тем, что они до последнего отстаивают видение своего проекта. У меня был разный печальный опыт на всех уровнях, от блокбастеров до независимого кино, когда режиссер работает, снимает свой фильм, а потом его дергают и говорят: «Надо сделать так и вот так». И они берут и делают. Блин, ну а как же постоять за свое детище? Что случилось с настоящими художниками и бунтарями, которые отказываются мириться со студийным диктатом? Именно поэтому произошла эта история с «Человеком-муравьем» – потому что Эдгар умеет отстаивать свою точку зрения. И ему нужна полная творческая свобода. Ему не насадить идеи сверху. Скорее всего, это значит, что его фильмы никогда не будут бить кассовые рекорды. Но это также значит, что он и дальше будет снимать потрясающее, оригинальное кино и его фанклуб будет только расти.
— У Бэтса в фильме есть одна смешная фраза, где он наезжает на Барбру Стрейзанд. Насколько вы солидарны с его музыкальными вкусами?
— Это была очень смешная фраза, потому что мы с Барброй записали песню и выступали вместе. Уверен, она покатится со смеху, когда увидит эту сцену. Она совершенно легендарная тетка, я от нее в полном восторге. Так что нет, с Бэтсом я не солидарен в этом плане! Но для него было вполне логичным высказать это про Барбру, просто ради того, чтобы выкатить аргумент в споре. На самом деле он тоже любит музыку, просто его все настолько достали, что он решил проехаться по священным коровам. Включая песню «Hotel California». Кстати, для меня лично это тоже несчастливая песня. Когда я был студентом, мы часто играли в пул с однокурсниками. И вот стоило только этой песне заиграть, я тут же начинать продувать! Так что теперь каждый раз, когда я ее слышу, я просто останавливаюсь как вкопанный и жду, пока она закончится. А то под эту песню всегда есть шанс сделать что-то такое, о чем я пожалею. Обидно, потому что песня-то хорошая. (Начинает ее напевать и притворяться, что играет в бильярд.) «Welcome to the hotel Cali»... ну блин, мимо! Я же говорил!
— А это точно песня виновата?
— Вы намекаете на то, что ни один студент не полезет играть в пул, не залив в себя предварительно пять пинт пива? Ну нет, это, стопудово, песня. Это какой-то сатанинский гимн, точно вам говорю. Аж захотелось послушать прямо сейчас, пойду найду в YouTube (роется в телефоне).
— Не сглазьте только, а то интервью так хорошо идет.
— Вот вам смешно, а я на самом деле очень суеверен. Я все делаю слева направо, во всем. Обувь надеваю, на порог заступаю, бильярдные шары подбиваю – все слева направо! Забавно еще, что мои суеверия меняются с годами, становятся более дурацкими. Например, в ответственный момент я должен убедиться, что у меня нет ничего в левом кармане, а все лежит в правом. Если я выхожу на сцену на стэндап-выступление, я обязательно проверяю карманы. А до этого я никогда не принимаю душ – всегда только ванну. Приму ее, значит, вылезу оттуда, а воду не спускаю, оставляю все, как есть.
И после выступления, искупавшись в стоячей овации, я вернусь в ванную и только тогда спущу воду. Однажды в ходе тура в одном зале, помню, на меня как-то слабо реагировали, очень жиденькими аплодисментами.
А потом я вернулся в отель и обнаружил, что горничная спустила мою воду!
— Какой ужас! Вы пожаловались менеджеру?
— Позвонил на ресепшен и говорю: «Не смейте больше трогать мою проклятую воду!» А еще, бывало, я обнаруживал перед выступлением, что забыл нанести дезодорант. Все, никакой стоячей овации мне не видать.
— Ну ладно, с суевериями и несчастливыми песнями разобрались. А есть песни, которые, напротив, делают вас счастливым?
— Прямо вот счастливым? У всех на это должен быть универсальный ответ – «Happy» Фарелла Уильямса (напевает ее и отстукивает ритм на столе). А еще она была в мультфильме про миньонов – это вообще квинтэссенция счастья. Лучшее кино в истории. Сразу после «Малыша на драйве», конечно же.